Большой террор на Амурской земле

Поминайте наставников ваших,
которые проповедовали вам слово Божие,
и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.

(Евр. 13:7)

Почитать святого — значит участвовать своею жизнью в его подвиге.
Святитель Иоанн Златоуст

С болью в сердце, с чувством сострадания изучаем мы страницы нашей истории, когда тысячи амурчан в 30-е, 40-е, 50-е годы ХХ века по воле произвола и беззакония тоталитарного режима попали в пучину массовых политических репрессий, прошли через ад застенков и тюрем, этапов, лагерей и ссылок. Жертвами политических репрессий также стали жены и дети, оставшиеся в живых и долгие годы носившие тяжкое клеймо «врага народа».

Все, что произошло в те годы, оставляет в душах людей глубокую и незаживающую рану. Нашему поколению необходимо помнить об этом и в связи с тем, что день 30-го октября объявлен «Днем памяти жертв политических репрессий»[1]

«Поминайте наставников ваших...». Эти слова святого апостола Павла звучат сквозь столетия, чтобы помнить и быть благодарными тем, кому мы обязаны своей верой во Христа, своей жизнью, чьими молитвами и трудами мы живы. Это призыв, обращенный и к каждому из нас, ныне живущих русских людей, граждан России.

Зададимся вопросом: много ли мы знаем о своем Крае в его период, названный в истории  Большым террором? Помним ли тех, кто пострадал в те годы массовых репрессий в Амурской области, с именами которых связано начало строительства знаменитой Байкало-Амурской Магистрали, названной впоследствии стройкой века? И главное: сколько среди всех этих жертв в  Приамурье было тех, кого Русская Православная Церковь  причислила к лику святых новомученников и исповедников российских?

Итак, постараемся найти ответ.

Ультрагеноцид или что такое Большой террор

Большой террор — это период массовых репрессий и политических преследований в СССР, в 1937—1938 гг. Название дано по книге американского автора Р. Конквеста «Большой террор». В послесталинском СССР период Большого террора было еще принято называть «ежовщиной», по имени народного комиссара внутренних дел Н. И. Ежова.

Массовые репрессии периода «ежовщины» осуществлялись руководством страны на основании «спущенных на места» Ежовым цифр «плановых заданий» по выявлению и наказанию т. н. «врагов народа», «неблагонадежных лиц» и «антисоветских элементов».

В ходе Большого террора к арестованным нередко применялись методы физического воздействия, т.е. пытки, не подлежавшие обжалованию приговоры к расстрелу часто выносились без судебного разбирательства и немедленно приводились в исполнение.

По официальным данным, в эти годы по политическим мотивам было приговорено к расстрелу  681 692  человека. Вместе с умершими  в  этот  период  в  ГУЛАГе,  исправительно-трудовых учреждениях и тюрьмах, а также политическими заключёнными, расстрелянными по уголовным статьям, количество жертв за 1937 — 1938 годы составило около 1 млн. человек[2].

Исходя из приведенных цифр, интенсивность расстрелов в период «чистки» составляла до 1 200 — 1 300 расстрелов в среднем в день по всей стране.

Есть и другие данные. Британский историк,[3] доктор исторических наук по специализации «Советская история» Роберт Конквест в своей книге «Большой террор: сталинские чистки 1930-х годов» (издана в 1968 году) оценил число жертв в 1937—1938. Согласно этим данным в 1937—1938:

  • арестовано от 7 до 8 миллионов человек;
  • расстреляно «тройками НКВД» от 1 до 1.5 миллионов;
  • умерло или расстреляно в концлагерях около 2 миллионов;
  • численность заключённых на конец 1938 (включая 5 миллионов на конец 1936 года) — около 8 миллионов человек.

И это если не учитывать жертв Голодомора в СССР того же периода:

  • от 4-х до 7-ми миллионов человек — в 1932—1933 годах, согласно энциклопедии Брокгауз, 2006г.[4] (не считая 5,1 миллиона жертв Голодомора 1920-1922 гг.[15]);
  • и от 1-го до 1,5 миллиона — жертв голода 1946-1947 гг. [5]

Лагеря советской системы массового уничтожения людей и подавления всякого инакомыслия — так по-народному называли Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения (ГУЛаг) [6].

Интегральная карта лагерей системы ГУЛаг, существовавших с 1923 по 1967 годы, на основании данных правозащитного общества «Мемориал»:

Согласно ряду исследований (В. Н. Земсков. ГУЛаг: историко-социологический аспект) на 1 января 1939 года в лагерях ГУЛага национальный состав заключённых был распределен таким образом, что Русский народ составлял в нем: 80,25%.

Репрессии в Амурской области

По статистике с 1920 по 1950 год ХХ века было незаконно репрессировано более 100 тысяч амурчан, что значительно больше, чем погибло в годы Великой Отечественной Войны (с фронтов не вернулось 40 тысяч наших земляков), и в два раза больше всех жертв Бухенвальда  (в главном лагере смерти  III Рэйха  погибло 56 тысяч человек). [7] В отдельные дни 1937-1938 годов осуждалось от 800 до 1000 амурчан. Большинство из них приговаривались к высшей мере наказания и расстреливались в день вынесения приговора. Так, в протоколах заседания УНКВД за 31 октября 1938 года зафиксированы страшные цифры: осуждено 720 амурчан, из которых тут же расстреляно 700. В их числе: из 30 осужденных женщин — 28, из 96 пенсионеров — 89, из 66 молодых людей — расстреляно 46.

Расстрелы осуществлялись в Благовещенске, Хабаровске,  Уссурийске,  Свободном, Сковородино,  Чите,  Сретенске. Появились сотни безымянных братских могил , в которых тысячи безызвестных, безвинно пострадавших. Замученные, убитые, расстрелянные, только память родных  и  близких хранит их имена. Многие даже не знают места захоронения, не знают, куда положить цветы...  Большая часть таких кладбищ —  это сопки, где виднеются  старые проржавевшие тумбочки-надгробия, железный крест над чьей-то могилою  с номером, где-то попадаются  железные колья и прутья с указателями цифр и букв.

О том, как хоронили мертвых, известно следующее: раздетые трупы с привязанной к ноге металлической биркой вывозили на кладбище, как правило, поздней ночью, и сваливали в общую яму. Затем присыпали землей. Когда яма окончательно заполнялась трупами, ее окончательно засыпали, при этом глубоко вкапывали  металлический штырь или прут с номером на нем. Трудно сказать, сколько невинно погубленных покоится  на этих кладбищах.

Те, кто родились до II Мировой войны помнят с детства то чувство страха, с которым им приходилось ложиться спать. «По вечерам мы не подходили к окнам, шторы были задернуты, свет не включали... Каждые день и ночь в Благовещенске кого-то арестовывали, давали  минуту  на сборы и ничего не объясняли родственникам. Сведений не было и после. Когда по улице едет воронок с Тройкой НКВД — улицы тут же пустели, боялись посмотреть в их сторону. Такой страх был у людей — вдруг за тобой...» - рассказывает монахиня Надежда  1936 года рождения.

Цифры, называющие количество убитых, чудовищны.  Вот  лишь  небольшой пример. Город Свободный, 1937 г., 5 августа в 4 часа утра расстреляно 79 человек, 7 августа в 3 часа ночи расстреляно  122  человека, 9 августа — с часу до трех ночи расстреляно 84 человека. Необходимо подчеркнуть, что даже в 1941-1942 годах, в разгар жесточайших боев с фашистскими захватчиками, на фронте не погибало в один день столько амурчан, сколько их погибло в один из множества подобных дней в годы репрессий. Существовал план уничтожения так называемых врагов народа.  Под  этот план попадали люди разных возрастов, разных занятий. Жертвами сталинского произвола стали крестьяне, рабочие и служащие, врачи, учителя, военные, ученые, домохозяйки. Как ни странно, за решеткой оказались многие активные борцы за Советскую власть и красные партизаны. Но особенно пострадали священнослужители, крестьяне и выходцы из казаков, обвиняемые в «реакционном антисоветизме». Зажиточная часть крестьянства подвергалась раскулачиванию, арестам, осуждению к смертной казни и на длительные сроки заключения. А поскольку «виновных» найти было сложно, большая часть дел просто фабриковалась.

Для справки:

  • Раскулачивание (в среде некоторых историков раскрестьянивание) — политическая репрессия, применявшаяся в административном порядке местными органами исполнительной власти по политическим и социальным признакам на основании постановления ЦК ВКП(б) от 30 января 1930 года «О мерах по ликвидации кулачества как класса».
  • Согласно секретной справке, подготовленной в 1934 году оперативно-учетным отделом ОГПУ, около 90 тысяч кулаков погибли в пути следования и еще 300 тысяч умерли от недоедания и болезней в местах ссылки.[4]


Фрагмент картины Ильи Глазунова «Раскулачивание»

В тридцатые годы  были  сфабрикованы  судебные  процессы  против  бывших  казаков. Казаки, привыкшие жить независимым фермерским хозяйством, не проявляли особого энтузиазма в период коллективизации. Стало сформировываться мнение о  реакционности  казачества, об их антисоветизме. В марте 1930 года усилиями следователей ОГПУ создается дело о контрреволюционной повстанческой организации в Михайловском районе. Начало делу дал донос, одного из жителей села Поярково. Воспитанный в духе бдительности, к чему постоянно призывалось население, он сообщил в милицию, что когда шел по селу и приблизился  к  группе  бывших  казаков,  говоривших  о чем-то, те вдруг замолчали. Определенно, сообщал доносчик, они замышляли контрреволюцию. И делу был дан ход. Из Благовещеннска срочно прибыли следователи. Начались аресты  и  выбивания  признаний.  В  течение нескольких дней было арестовано 28 человек. Конечно, у арестованных оказались и «родственники за границей, да и связи с ними поддерживались». 30 апреля 1932 года двадцать два человека (А.Я.Гуров, П.К.Номоконов, Д.И.Пинегин и другие) были приговорены к расстрелу, шестеро — к различным срокам тюремного заключения. Так было сфабриковано дело без доказательства вины подсудимых. Позднее все осужденные были полностью реабилитированы.

Процесс над поярковскими казаками дал повод органам безопасности подозревать всех амурских  казаков  в  антисоветских  настроениях. На них было обращено особое внимание, начались поиски «новых» контрреволюционных организаций.  И вскоре таковые нашлись. В январе 1933 года начались аресты по бывшим казачьим селениям  (Игнашино,  Свербеево, Калинино, Пушково). К маю 1933 года были арестованы 168 человек со стандартным обвинением в контрреволюционной деятельности, а также в подготовке антисоветского восстания. Арестованные категорически отрицали свою причастность к повстанческой организации. Никаких веских доказательств наличия таковой следователям добыть не удалось. И все же 54 человека были приговорены к смертной казни, многие выселены в отдельные районы с семьями под надзор милиции.

Правовой основой репрессивного конвейера являлись известный  закон  «О колосках», «Об  охране  имущества  предприятий», «Закон об измене Родине», Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переходе на 8-ми часовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий». Сюда необходимо добавить указы об уголовной ответственности за мелкие кражи, за хулиганство, указ, по которому за самовольный уход из школы и грубое нарушение дисциплины подростки подвергались заключению в трудовые колонии. К 1 февраля 1941 года у нас в области было уже 2 таких колонии, а с апреля  1935  года был понижен возраст, с которого могла наступить уголовная ответственность — с 12 лет!  Около 3 тысяч подростков и 20 тысяч женщин томились в лагерях БАМлага.

 

 
Н.А.Френкель (1883, Одесса -1960, Москва),  генерал-лейтенант инженерно-технической службы, 1-й руководитель ГУЛАГ ж.д. строительства НКВД-МВД СССР. [8]

Для справки:

  • БАМлаг был организован в 1932 году и в оперативном управлении подчинялся непосредственно ГУЛАГ НКВД. Управление БАМлага располагалось в городе Свободный (Амурская область).
  • Формальной задачей Бамлага с момента его создания стало развитие Транссибирской железной дороги, работы по строительству Байкало-Амурской магистрали (БАМ), работы по строительству вторых путей на Забайкальской и Уссурийской железных дорогах.
  • Начальником БАМлага был назначен Нафталий Аронович Френкель (генерал-лейтенант инженерно-технической службы, 1-й руководитель ГУЛАГ ж.д. строительства НКВД-МВД СССР), ранее возглавлявший строительство Беломорканала.

БАМлаг был расформирован в мае 1938 года и на его базе созданы шесть новых лагерей:

  1. Амурский железнодорожный исправительно-трудовой лагерь,
  2. Южный железнодорожный исправительно-трудовой лагерь,
  3. Западный железнодорожный исправительно-трудовой лагерь,
  4. Восточный железнодорожный исправительно-трудовой лагерь,
  5. Юго-восточный железнодорожный исправительно-трудовой лагерь,
  6. Бурейский железнодорожный исправительно-трудовой лагерь.

Через БАМлаг прошли такие выдающиеся люди России, как священник, учёный и философ П. А. Флоренский, маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский, писатели В. Н. Ажаев, С. А. Воронин, Ю. О. Домбровский… При управлении БАМлага работал спецлагерсуд, по приговорам которого только за семь дней августа 1937 года было расстреляно 837 человек: 

  • пятого августа в четыре часа утра — 79,
  • седьмого августа в три часа ночи — 122,
  • девятого августа с часу до трёх ночи — 84,
  • десятого августа с двенадцати до четырёх ночи — 127,
  • одиннадцатого августа — 128,
  • четырнадцатого августа — 145,
  • шестнадцатого августа — 152. 

Эти страшные цифры взяты из материалов оперативного учёта приведения в исполнение смертных приговоров только за полмесяца, но ведь БАМлаг существовал целое десятилетие — с 1932 по 1941 год. И всё это время шли расстрелы в бамлаговской „фабрике смерти“»! 
Валерий Поздняков 

 «БАМ, о котором так много шумели в недавние годы, имеет прямое отношение к Сталинградской битве. Правда, до 1941 года он назывался БАМлаг, а из всего, что НКВД успело создать на костях „врагов народа“, уцелела лишь станция Тында, где надобно бы ставить памятник не комсомольцам-добровольцам, а именно им — избитым, голодным, умирающим и пристреленным прямо на шпалах». 
В. С. Пикуль 

«Бушуйка» – была одной из самых больших зон в районе Тынды. Она существовала с 1929 года, и изначально её создавали как лагерь для ссыльных раскулаченных врагов народа и их семей, позже его включили в систему БАМлага.

В бараках «Бушуйки» стояли двухэтажные сплошные нары из неструганных досок, опиравшиеся прямо на землю (пола не было), железная печка-буржуйка – лежащая на боку бочка из-под бензина. И это при тындинских морозах, нередко доходящих до -50°С! «В лагере умерших хоронили просто зверским способом – укладывали тела друг на друга и присыпали землёй и камнями на 20 сантиметров. В день хоронили до 10 человек заключенных» - вспоминает местная жительница Соловьевска Любовь Ковальчук.

В сентябре 2011 года, в Тындинском районе в 34-х километрах от посёлка Соловьёвск был установлен и освящён  Поклонный  Крест. На этом месте раньше располагался лагерь НКВД «Бушуевский». Крест появился в память о всех жертвах сталинских репрессий. Только за 1931 год от болезней, недоедания и тяжёлой работы в лагере погибли 16 000 человек.

В период Великой Отечественной войны размах репрессий изменился с тысяч до миллионов. За  годы  войны  было  создано  дополнительно 23 лагеря. Среди них был создан и сельскохозяйственный лагерь в Среднебелой (таких лагерей было всего 3; один в Караканде, другой под Новосибирском), в которых оказалось свыше 994 тысяч человек, из них более 157 тысяч приговорено официально к расстрелу, а сколько десятков тысяч расстреляли без всякого суда.

Что касается механизма уничтожения людей, то можно привести следующие данные. Так как сотрудники оперсекторов УНКВД в маленьких провинциальных городах сами были малочисленны, и с таким объёмом расстрелов не справлялись, к исполнением приговоров привлекалась милиция и фельдъегеря[9]

Изучение останков на местах массовых казней и погребений (например, на Бутовском полигоне, Подмосковья) показывает, что приговоры как правило приводились в исполнение выстрелами в затылок. Использовались наганы, пистолеты ТТ-33 и пулемёты Дегтярёва. Трупы хоронили большими группами в заранее вырытых котловинах.

Способы погребения в НКВД во время Большого террора:

Раскопанные братские могилы в Катынском лесу[10]:

Заканчивается война, люди ждут перемен, но их нет. Наоборот, маховик репрессивной машины крутится все быстрее. В 50-е годы создается дополнительно еще несколько лагерей вместимостью до 100 тысяч человек. Туда отправлялись те, кто вернулся из плена или оказался на территории, оккупированной врагом. Из плена в плен — так распорядились судьбой пяти  с  половиной  миллионов  соотечественников  Сталин и его ближайшие  помощники. В своей знаменитой книге «Архипелаг  ГУЛАГ» А.И.Солженицын назвал некоторых главных из них:

«так впору было бы им выложить на откосах канала шесть фамилий — главных подручных у Сталина и Ягоды, главных надсмотрщиков Беломора, шестерых наёмных убийц, записав за каждым тысяч по тридцать жизней: Фирин - Берман - Френкель - Коган - Раппопорт — Жук».

 И «сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.» (Пс. 13:1)

Советские агитплакаты и обложки изданий времен Большого террора:

С пентаклем cатаны    

плакат журнала  «Безбожник у станка» 

обложка школьной азбуки для детей

 так назывался до войны известный советский журнал для взрослых

Есть  известная  картина  А.Пластова  «Фашист пролетел». Эти  же  фотопейзажи  из еврейской  республики  Советов  вполне  можно  назвать:  «иудокоммунизм прополз» или  «по следам ГУЛАГа»:

Печальный дом — ни стен, ни крыши
Я говорю: «друзья, привет!».
Увы, никто меня не слышит,
Лишь ворон каркает в ответ.

Он надо мной как крест надгробный
Раскинул крылья в вышине.
Долина смерти! - ей подобны
Десятки в этой стороне.

Весь в черных кольях берег мрачный.
Иду меж ними не спеша.
Над каждым — номер многозначный.
За каждым номером — душа.

Их столько здесь, что слез не хватит
У всех российских матерей!
И сердце стонет, сердце плачет
В груди измученной моей.

Как перед папертью колени
Меня роняют в снег лицом:
Мир вам, страдальческие тени,
Освобожденные Творцом!

Анатолий Александров

«Судьба Царя — судьба России»

Задолго до революции, еще в 1905 году, всенародный батюшка, святой праведный Иоанн Кронштадтский, которого с такой ненавистью упоминали в своих учебниках воинствующие безбожники, писал: 

«Если не будет покаяния у русского народа, конец мира близок. Бог отнимет у него благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых,  жестоких,  самозваных  правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами».

Оптинский старец иеросхимонах Анатолий  Младший (Потапов, † 30 июля 1920) - князю Н. Д. Жевахову, перед назначением последнего на пост товарища обер-прокурора Св. Синода (1916), также сказал удивительно точно:

«Нет греха большего, как сопротивление воле Помазанника Божия... Береги Его, ибо Им держится земля Русская и Вера Православная... Но...»

Отец Анатолий задумался, и слезы показались у него на глазах; взволнованный, он закончил невысказанную мысль, сказав:

«Судьба Царя - судьба России. Радоваться будет Царь, радоваться будет и Россия. Заплачет Царь, заплачет и Россия... Как человек с отрезанною головою уже не человек, а смердящий труп, так и Россия без Царя будет трупом смердящим» .

Новомученики и исповедники земли Амурской

Теперь наконец обратимся к именам святых страдальцев, претерпевших свое мучение и смерть в лагерях смерти НКВД  Амурской области. 

Вместе с великим множеством умученных и убиенных в какие-то из безымянных братских могил БАМлага и Амурлага были брошены те, кого впоследствии Церковь прославила как новомучеников и исповедников российских. Среди них:

1. Расстрелянные 1-го июня 1938 года в тюрьме г. Благовещенска:

Святители:

 

† архиепископ Курский Онуфрий (Гагалюк),
† епископ Белгородский Антоний (Панкеев); 

Священники:

†  Виктор (Каракулин),
† Ипполит (Красновский),
† Николай (Содовский),
† Николай (Кулаков),
† Максим (Богданов),
† Михаил (Дейнека),
† Александр (Ерошов),
† Павел (Брянцев),
† Митрофан (Вильгельмский),
† Александр (Саульский),
† Павел (Попов),
† Василий (Иванов),
† Матфей (Вознесенский);

Псаломщики:

+ Михаил Вознесенский,
+ Григорий Богоявленский.

 

2. Также, имена святых мучеников:

†  священномученик Петр Остроумов, умерший 1 июля 1939 года  в Амурлаге от непосильных каторжных работ;
† протоиерей Михаил Новгородов, расстрелянный в 1924 г. в селе Песчаные Озерки Амурской области (в ноябре 1981 года причислен к лику святых в РПЦЗ как священномученик).

Нельзя не сказать и о тех святых мучениках, которые были расстреляны за пределами Амурской области, но ранее служившие на кафедре нашей епархии. К таковым относятся:

†  митрополит Евгений (Зернов), 16 лет управлявший епархией Благовещенской и Приамурской (1914-1930гг). Расстрелянный в КАРЛАГе 20.09.1937 года,
† архиепископ Иннокентий (Тихонов). Епископ Благовещенский и Приамурский (1930- 1932гг) 22-го.06.1993 г. определением Священного Синода УПЦ МП прославлен как местночтимый святой Харьковской епархии) [14].

3. Святые жертвы БАМлага:

†  священномученик епископ Герман ( в миру: Кокель Григорий Афанасьевич, расстрелян в одном из лагерей БАМлага 2-го ноября 1937 года),
† преподобномученик иеромонах Косма (в миру Магда Павел Степанович. Расстрелян 15.12.1937г),
† священномученик диакон Сергий Астахов (в миру Астахов Сергей Николаевич. Расстрелян 31.12.1942г),
† священномученик иерей Александр Абиссов,
† священномученик священник Димитрий Легейдо (в миру Легейдо Дмитрий Константинович. В марте 1938 г. тройкой НКВД был приговорен к расстрелу. Отец Димитрий умер до казни, 23-го.03.1938г),
† мученик Андрей Аргунов позднее причисленные к лику святых Русской православной церковью (скончался в БАМлаге 5.08.1938г. Погребен как и остальные в безвестной могиле)[11].

Святые мученики,  молите Бога о нас!

Фото некоторых святых новомучеников и исповедников земли Амурской:



Архиереи новомученики и исповедники Российские. Первый справа - епископ Антоний (Панкеев). В центре — епископ Борис (Шипулин). Слева от него — архиепископ Онуфрий (Гагалюк). Почти все они были расстреляны в период Большого террора. Остальные умерли в застенках лагерей НКВД. (фото: Харьков, 1924 год).


Расстрелянный в 1924 году  в селе Песчаные Озерки Амурской области священник Михаил Новгородов. На снимке также:  его сестра, мать, пятеро детей и жена, матушка Евдокия.
В 1981 году (в один год с канонизацией царя-мученика Николая II) протоиерей Михаил Новгородов был прославлен как священномученик на Соборе Русской Православной Церкви Зарубежом.



Установленный и освященный осенью 2011 года Поклонный Крест памяти жертв политических репрессий. Установлен  в 34-х км от п. Соловьевск Тындинского района. На этом месте раньше располагался лагерь НКВД «Бушуевский» БАМлага.

 

Плоды безбожия и космополитизма

Уровень нравственного одичания в современном обществе, в том числе и российском, уже, наверное,  мало кого удивляет. И здесь я даже не касаюсь темы алкогольного террора в современной России, абортов и прочих следствий... Речь идет о корне и причине всех зол  - безбожии.

Вот несколько примеров:

  • Утром 17-го августа 2012 года, возле Октябрьского дворца в Киеве  активистки украинского феменистического движения «Femen» учинили акт кощунства: полуголая баба с помощью своих подельниц  и бензопилы спилила деревянный поклонный Крест памяти жертв политических репрессий. Было возбуждено уголовное дело по статье «хулиганство».
  • В сентябре этого же года случаи с крушением Поклонных Крестов произошли в Вологодской, Ростовской областях, в Санкт-Петербурге и в Архангельске. В Казани этим летом был осквернен памятник жертвам политических репрессий. Не так давно Каменный Крест в память о казаках-первопроходцах был обстрелян из огнестрельного оружия в Амурской области.
  • Известный богохульник, внук видного члена МГБ, автор «Лошадиной энциклопедии» А. Невзоров, в одном из своих интервью, в частности, заявил:
    «Победить в драке (в данном случае, в качестве «противника» он имеет в виду Церковь) можно только при условии полной мобилизации цинизма, жестокости и беспринципности» (Из статьи «Секундное дело: RS поговорил о распаде России с Александром Невзоровым»). 

Остается добавить: «Ленин мертв, но дело его живет». И не зря, видно, только в одной нашей области по сию пору в его честь и хвалу стоят 70 памятников. И  именно ”вождю мирового пролетариата” принадлежать афоризм «Террор — это средство убеждения» (Ленин, Собр. соч., 5 изд., т.39, стр. 404-405). Видимо, по логике Ильича: «Большой террор — это большое средство убеждения». Какова теория!

Но вернемся в Амурскую область.

О полном отсутствии признаков любви к собственному народу (а именно таковы плоды  космополитизма),  в особенности, к русскому народу - к живым и тем, кто почил в Господе, - даже к святым новомученикам и исповедникам российским, павшим в годину Большого террора в наших Краях, свидетельствует еще один факт. Вообще, по ходу истории и нынешнему состоянию российских кладбищ —  (особенно старинных) русских  православных, казаческих (многие из которых застроены жилыми кварталами, гаражами, затоплены реками и искуственными водоемами), а теперь вот еще и безвестных братских могил, - можно смело судить и о состоянии нашей совести, ее деградации или уже полном отсутствии таковой. 

За далекими примерами можно на этот раз не ходить. 

  • Свободный. В марте 2012 года на старом кладбище в г. Свободный (бывшая столица БАМлага), после пожара были обнаружены груды разбросанных человеческих костей и черепов. Несколько квадратных метров обгорелой земли, как свидетельствуют очевидцы,  были сплошь усеяны человеческими останками. При ближайшем рассмотрении, в каждом черепе (всего на поверхности было найдено более 10 черепов) были заметны пулевые отверстия и деформации затылочной части. Видимо, людей добивали прикладам. Неподалёку валялись небольшие потемневшие деревянные крестики.
    Как выяснилось после, обнаруженные останки принадлежат расстрелянным узникам БАМлага, одним из мест погребения которых было это самое кладбище.
    Копщик могил Сергей Колесов, проработавший там уже больше 12 лет, хорошо знает места, где расстреливали осужденных БАМлага. В основном останки попадаются в распадке, однако отойдя даже в самую дальнюю часть кладбища, можно найти простреленные черепа и просевшие ямы других братских могил. «В этих местах расстреливали ночами, бывало, и по 170 человек за раз» - свидетельствует Леонид Журавлев, председатель ассоциации жертв политических репрессий Амурской области.
    На вопрос о том, как человеческие останки могли оказаться на поверхности,  работник кладбища Сергей пожимает плечами: «могло землю размыть, либо те, кто сами могилы копают, просто выкинули кости». В пользу последнего свидетельствуют свежие надгробия, установленные вблизи не более двух месяцев назад, при том, что на данном городском кладбище уже несколько лет хоронить запрещено[12].

    Дать гарантию, что этот череп не принадлежит одному из священномучеников БАМлага, похоже, уже никто не сможет.

    след от пули в черепе

    «Мёртвые сраму не имут», а мы? 
    При созерцании «поля усеянного костями» сердце щемит от обиды за людей, которым и после смерти не найти покоя. Их судьба трагична: пережитые при жизни ужасы - БАМлаг, Большой террор, - страшная кончина… А теперь их прах подвергся поруганию.
  • Благовещенск. Тремя годами ранее, человеческие останки были обнаружены сразу в нескольких районах Благовещенска. Один из черепов нашел горожанин, который вышел во двор дома по улице Ленина, 30/6, чтобы выгулять собаку. Череп был вкопан в землю, его достали и передали милиционерам. Судебно-медицинский эксперт после исследования находки пояснил, что человеческий череп использовался в качестве пепельницы. Черепная коробка была трепанирована (отсутствует верхняя часть). Остальных частей скелета рядом не было обнаружено.
    Стоит отметить, что трепанация, по мнению специалиста, была сделана по методике, использовавшейся 5-7 лет назад. Что самое интересное: уголовное дело по факту находки возбуждено не было, так как, по мнению сотрудников следственного отдела по Благовещенску, «криминальных повреждений на черепе нет». Так пояснили журналисту ИА «Амур.инфо». То есть, как следует из заключения компетентных органов, раз нет на лбу отверстия от пули, значит нет ничего страшного — подумаешь, пепельница.

 

Вместо заключения

«Что лежит в основе современных общественных устремлений в стране нашей? Несомненно — безверие. Если раньше у нас идеалом жизни ставилась воля Божия (хотя мы много и согрешали), то теперь совершенно зачеркивается Бог и Его помощь человеку.
Освободиться от Божественной опеки, поставить человеческий гений вершителем всей жизни — вот идеал современных руководителей общества. И это вовсе не скрывается от постороннего глаза. Против веры, и в особенности христианской, православной, открывается поход — устраиваются общества безбожников, активно работающих над искоренением всего духовного в человеке»
- писал в статье  «Два идеала» архиепископ Онуфрий (Гагалюк).

В письме о человеке, о его происхождении и природе, владыка Онуфрий писал: «Человек есть существо разумное и свободное, образ и подобие Божие» (письма 1 тома машинописи «Жизнь и труды православного архиепископа Онуфрия», 20-х годов).


Бывшая тюрьма г. Благовещенска, в которой 1.06.1938 года были расстреляны 17 новомучеников и исповедников земли Амурской. Ныне: ФБУ ИЗ-28/1 (СИЗО г. Благовещенска). Фото 2011 года. Молитва на освящение Креста для Часовни в честь честно́го славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

«Следует заметить, что св. Иоанн Креститель также закончил свою земную жизнь мученически, через усекновение главы мечом.»

В повести Бориса Спорова [13] «Оcада» отец Михаил c прискорбием говорит о том, что «мужчин загубили в России,  мужчин теперь выращивать надо». Не редко в наши дни приходится слышать упрек, об отсутствии пассионарного начала у современного русского человека. Данная статья, я думаю, обстоятельно дает ответ и на этот вопрос.

Будем помнить и свято чтить наставников наших.

Вечная память умученным и убиенным, от клеврет сатанинских в годину торжества  безбожия!

Аминь.

иеромонах Савва (Кристинин)
клирик Гавриило-Архангельского монастыря,
председатель епархиальной комиссии по канонизации святых.

27.10.2012.

 


[1] Учрежден постановлением Верховного Совета РСФСР от 18.10.91 № 1763/1-I «Об установлении Дня памяти жертв политических репрессий». [↑]

[2] Согласно справке, предоставленной Генеральным прокурором СССР Руденко число осуждённых за контрреволюционные преступления за период с 1921 г. по 1 февраля 1954 г. Коллегией ОГПУ, «тройками» НКВД, Особым совещанием, Военной Коллегией, судами и военными трибуналами 3 777 380 человек, в том числе к высшей мере наказания — 642 980.[↑]

[3] В настоящее время Роберт Конквест является научным сотрудником Гуверовского и института при Стэнфордском университете. [↑]

[4] Репрессии в отношении сельского населения. Крестьяне, сопротивлявшиеся изъятию хлеба, подвергались репрессиям. Вот как их описывает Михаил Шолохов в письме к Сталину от 4 апреля 1933 года:
Но выселение — это ещё не самое главное. Вот перечисление способов, при помощи которых добыто 593 т хлеба (в сокращении):
1. Массовые избиения колхозников и единоличников.
2. Сажание «в холодную». «Есть яма?» — «Нет». — «Ступай, садись в амбар!» Колхозника раздевают до белья и босого сажают в амбар или сарай. Время действия — январь, февраль, часто в амбары сажали целыми бригадами.
3. В Ващаевском колхозе колхозницам обливали ноги и подолы юбок керосином, зажигали, а потом тушили: «Скажешь, где яма! Опять подожгу!» В этом же колхозе допрашиваемую клали в яму, до половины зарывали и продолжали допрос.
4. В Лебяженском колхозе ставили к стенке и стреляли мимо головы допрашиваемого из дробовиков.
5. Там же: закатывали в рядно и топтали ногами.
6. В Архиповском колхозе двух колхозниц, Фомину и Краснову, после ночного допроса вывезли за три километра в степь, раздели на снегу догола и пустили, приказ бежать к хутору рысью.
7. В Верхне-Чирском колхозе комсодчики ставили допрашиваемых босыми ногами на горячую плиту, а потом избивали и выводили, босых же, на мороз.
8. В Колундаевском колхозе разутых добоса колхозников заставляли по три часа бегать по снегу. Обмороженных привезли в Базковскую больницу.
9. Там же: допрашиваемому колхознику надевали на голову табурет, сверху прикрывали шубой, били и допрашивали.
10. В Базковском колхозе при допросе раздевали, полуголых отпускали домой, с полдороги возвращали, и так по нескольку раз.
(всего 16 пунктов с описанием насилия над крестьянами)

Далее М. Шолохов пишет:
«Примеры эти можно бесконечно умножить. Это — не отдельные случаи загибов, это — узаконенный в районном масштабе — «метод» проведения хлебозаготовок. Об этих фактах я либо слышал от коммунистов, либо от самих колхозников, которые испытали все эти «методы»  на себе и после приходили ко мне с просьбами «прописать про это в газету».[↑] [↑]

[5] Информация о событиях 1946—1947 годов как о голоде была впервые опубликована в СССР в 1988 году в «Истории крестьянства», тогда его причинами были названы только катастрофическая засуха и последствия войны. В монографии В. Ф. Зимы приводятся доводы в пользу точки зрения, по которой одной из главных причин голода стала политика советских властей:
Голода 1946—1947 гг. в СССР могло не быть, поскольку государство располагало достаточными запасами зерна. Одна его часть, не самая крупная, экспортировалась. В течение 1946—1948 гг. экспорт составлял 5,7 млн т. зерна, что на 2,1 млн т. больше экспорта трех предвоенных лет. Другая, основная часть запасов никак не использовалась. На неприспособленных для хранения складах зерно портилось настолько, что не годилось к употреблению. По неполным подсчетам за 1946—1948 гг. в целом по СССР было начисто загублено около 1 млн т. зерна, которого могло хватить многим голодающим.
Имеются данные о 4,43 млн тонн экспорта за 1946—1948 годы, причем из 1,23 млн тонн экспортированных в 1946 году по меньшей мере 500 тыс. т было экспортировано во Францию в первой половине года — то есть до начала голода, а в 1948 году (после его окончания) было поставлено на экспорт 2,59 млн. Таким образом, непосредственно во время голода за рубеж было вывезено до 1,4 млн тонн зерна.[↑]

[6] Справка о смертности (нерасстрелянных) заключённых  в системе ГУЛага за период 1930—1956 гг.:

Годы

Число умерших

% умерших
к среднесписочному

1930

7 980

4,2

1931

7 283

2,9

1932

13 197

4,8

1933

67 297

15,3

1934

25 187

4,28

1935

31 636

2,75

1936

24 993

2,11

1937

31 056

2,42

1938

108 654

5,35

1939

44 750

3,1

1940

41 275

2,72

1941

115 484

6,1

1942

352 560

24,9

1943

267 826

22,4

1944

114 481

9,2

1945

81 917

5,95

1946

30 715

2,2

1947

66 830

3,59

1948

50 659

2,28

1949

29 350

1,21

1950

24 511

0,95

1951

22 466

0,92

1952

20 643

0,84

1953

9 628

0,67

1954

8 358

0,69

1955

4 842

0,53

1956

3 164

0,4

Итого

1 606 742

[↑]

[7] Для сравнения: в знаменитом немецком концлагере (самом крупном лагере смерти III рэйха) Бухенвальд, за все время его работы  - с 1937 по 1945 гг., - общее число жертв составило 56 000 человек, т.е., в два раза мньше, чем всех жертв Большого террора в Амурской области.
Узников нацистских концлагерей — граждан Советского Союза на Родине ждали новые испытания. Значительная их часть прошла через фильтрационные лагеря НКВД. Люди не имели права поступать в специальные, высшие учебные заведения и военные училища. Менее 2 % малолетних узников получили дипломы ВУЗов. В отличие от их собратьев по несчастью практически во всех странах, боровшихся с фашизмом, граждане СССР, прошедшие концлагеря, были не только лишены социальной защиты со стороны государства, но и их «предательское» прошлое оставалось клеймом в их биографии. Лишь с распадом СССР, бывшие узники стали получать господдержку в РФ и странах постсоветского пространства, льготы и т. д. [↑]

[8] C 28 августа 1933 г. - начальник строительства Байкало-Амурской ж.д. Назначен начальником строительства Байкало-Амурской ж. д. ОГПУ—НКВД (19 февраля 1934 — 2 сентября 1937 г.). Одновременно являлся начальником Управления Байкало-Амурского ИТЛ ОГПУ-НКВД (19 февраля 1934 г. - 22 мая 1938 г.).[↑]

[9] Исследователь Алексей Тепляков в своей работе «Сибирь: процедура исполнения смертных приговоров в 1920-х — 1930-х годах» высказывает мнение, что «традиция» расстрелов в затылок с последующим контрольным выстрелом «установилась в ЧК достаточно рано», уже в начале 1920-х годов. Также исследователь цитирует показательные воспоминания бывшего помощника уполномоченного ОГПУ Спиридона Картошина, досрочно ушедшего на пенсию в связи с начавшимися у него припадками эпилепсии:

У меня была ненависть к ним, но убивать я сперва не умел, учился. В гражданскую войну я служил в ЧОНе. Мы ловили в лесах дезертиров из Красной армии и расстреливали на месте. Раз поймали двух белых офицеров, и после расстрела мне велели топтать их на лошади, чтобы проверить, мертвы ли они. Один был живой, и я его прикончил. …Мною лично застрелено тридцать семь человек, большое число отправил в лагеря. Я умею убивать людей так, что выстрела не слышно. (…) Секрет такой: я заставляю открыть рот и стреляю (туда) вплотную. Меня только тёплой кровью обдаёт, как одеколоном, а звука не слышно. Я умею это делать — убивать. Если бы не припадки, я бы так рано на пенсию не ушёл. [↑]

[10] Катынский расстрел (польск. zbrodnia katyńska — «катынское преступление») — массовые убийства польских граждан (в основном пленных офицеров польской армии), осуществлённые весной 1940 года сотрудниками НКВД СССР. Как свидетельствуют опубликованные в 1992 году документы, расстрелы производились по решению тройки НКВД СССР в соответствии с постановлением Политбюро ЦК ВКП (б) от 5 марта 1940 года. Согласно обнародованным архивным документам, всего было расстреляно 21 857 польских пленных.[↑]

[11] Там же погибли семитолог Соколов Михаил Николаевич, иеромонах Елеазар (в миру Воскресенский Яков Вячеславович), иерей Украинской православной церкви Алексей Дмитриевич Усенко.[↑]

[12] Выяснить, сколько всего на территории городского погоста безымянных могил, также уже невозможно. Достаточных сведений по этому вопросу пока еще не существует. С 1932 года в Свободном находилось управление БАМлага, численность которого уже в 33-м превысила 31 тысячу человек. Только в 37—38-м годах через лагерь в Свободном прошло больше 250 тысяч заключенных, и БАМлаг стал первым на территории Сибири и Дальнего Востока по размеру и численности узников. После расформирования БАМлага в 1938 году он был преобразован в Амурлаг. А позже, в 1941-м, — в Свободлаг, основным производственным видом деятельности которого были лесозаготовка и лесообработка. Свободненский лагерь был расформирован лишь в 53-м году, и сколько всего через него прошло заключенных — выяснить не так просто.
Сколько всего безымянных захоронений на территории кладбища — выяснить уже, скорее всего, не получится. Да и тревожить братские могилы, как сообщили в администрации Свободного, никто не будет. Сейчас речь идет лишь о захоронении найденных останков на холме возле камня памяти невинным жертвам БАМлага. Этот холм очень хорошо известен местным жителям, здесь на каждом шагу можно наткнуться на небольшие металлические указатели, обозначающие братские могилы.
[↑]

[13] Борис Споров, член Союза писателей России, лауреат литературных премий, автор книг «На пути к вере», «Наследники», «Осада» и других.[↑]

[14] Епископ Благовещенский и Приамурский Иннокентий (Тихонов) (1930-1932гг). Расстрелян 29.11.1937 года в Виннице. 22.06.1993 г. определением Священного Синода УПЦ МП прославлен  к как местночтимый святой Харьковской епархии.[↑]

[15] Общие оценки числа жертв голода 1932—1933, сделанные различными авторами, значительно различаются и доходят до 8 млн человек, хотя последняя оценка — 7 млн человек. Тема голода 1932—1933 года в советском информационном пространстве, как о величайшей гуманитарной катастрофе советского периода, возникла впервые лишь к концу «перестройки» 80-х годов.

 Индекс сверхсмертности в 1933 г.
Районы Индекс сверхсмертности
Украина 3,2
Нижняя Волга 2,74
Северный Кавказ 2,61
Сибирь 1,1
Таблица 2. Оценки числа жертв голода 1932—1933 года для СССР
Автор Число жертв, млн человек
Ф. Лоример, 1946 4,8
Б. Урланис, 1974 2,7
С. Уиткрофт, 1981 3-4
Б. Андерсон и Б. Сильвер, 1985 2—3
Р. Конквест, 1986 8
С. Максудов, 2007 2—2,5
В. Цаплин, 1989 3,8
Е. Андреев и соавт., 1993 7,3
Н. Ивницкий, 1995 7,5
Государственная Дума РФ, 2008 7[↑]

Список использованной литературы:

  1. Библия. Книга Нового Завета «Послание святого апостола Павла к Евреям» (13, 7);
  2. Псалтирь (13,1);
  3. Труды вселенского учителя и святителя Иоанна Златоустаго;
  4. Пророчества русских святых (св. прв. Иоанн Кронштадтский. Старец Оптинский иеросхимонах Анатолий Младший (Потапов, † 30 июля 1920));
  5. А.Симакова, Семенова Наталья Викторовна - учитель истории МОУ СОШ п.г.т. Уруша Амурской области. Разделы из научной статьи «Жертвам политических репрессий посвящается» и др. («Дорохинские чтения», 2009г);
  6. Кропачев С.А.. Новейшая отечественная историография о масштабах политических репрессий в 1937-1938 годах. Российская история, № 1, 2010, C. 166-172.
  7. Цаплин В. В. Статистика жертв сталинизма в 30-е годы // Вопросы истории, 1989, № 4. С.177—178.
  8. Ивницкий Н. А. Репрессивная политика советской власти в деревне (1928—1933 гг.) // Собрание, 2004.
  9. Ивницкий Н. А. Голод 1932—1933 годов // М., 1995 г.
  10. И другая литература.

 

Автор: 

Дата публикации: 

30/10/2012

Метки: