Память их в род и род

Гордиться славою своих предков не только мож­но, но и должно. Пренебрегать ею есть постыдное малодушие.

А.С. Пушкин

Душа любого народа заключается в его традициях, в его вековых преданиях. Эти традиции являются настоя­щими источниками народной мудрости. Как деревья в лесу ищут плодородную почву, удобренную пластами дав­но упавших листьев, так и народ живёт теми духовными устоями, которые создались из доблести, геройства, на­дежд и веры ушедших поколений. Поэтому для того, что­бы убить душу народа, а значит и его самого, нужно разорвать связь поколений. Нужно изгладить из памяти народа его заветы и предания, внушить ему презрение или хотя бы равнодушие к его старине, подобно тому, как достаточно подрубить у дерева корни, чтобы оно за­сохло и умерло. Сегодня, к сожалению, мы видим, что почти все корни тысячелетнего русского дерева переруб­лены, оно сохнет и дряхнет.

Ни для кого не секрет бедственное положение госу­дарства Российского. Кроме разве что общероссийских телевизионных каналов, которые бодро рапортуют об увеличении ВВП и демонстрируют кривляющихся шутов и скоморохов. Наверное, нет сейчас человека, который не задавался бы вопросом: «Что же происходит с нашей страной, какой злой рок не даёт ей выбраться из затяж­ного кризиса?»

Нередко можно услышать сетования по поводу поли­тики нашего правительства в отношении Дальнего Восто­ка. Честно говоря, она не поддаётся логическому осмыс­лению. Создаётся впечатление, что Москве не нужен наш регион, что нас заранее сбросили со счетов. Но ведь это совершенное безумие. Неужели там не понимают, что без Дальнего Востока Россия превратится в заштатное, тре­тьесортное государство. А может, всё дело в том, что это мы проявляем постыдное малодушие, забывая о людях, которые стояли у истоков освоения нашего обширного края, и в частности основания нашего города.

Речь идёт о человеке, которому город обязан и сво­им месторасположением, и названием. Его имя Николай Львович Гондатти. Он не только основал город, но и настоял, чтобы управление Амурской железной дороги было расположено здесь же, что и послужило толчком к бурному развитию Алексеевска. В 1909 году Н.Л. Гон­датти возглавил знаменитую Амурскую экспедицию, ко­торая изучала территорию, где должна была быть про­ложена железная дорога. Посетив Суражевку, он принял решение превратить это Богом данное место в город с царственным именем. Став через год приамурским гене­рал-губернатором, он реализовал своё намерение. И встал его волею град Алексеевск на Зее! С тех пор наш город Алексеевск стал одной из главных забот Николая Льво­вича. Он делал всё возможное, чтобы город стремитель­но строился и развивался. Благодаря стараниям Н.Л. Гон­датти городу открывались блестящие перспективы, и го­рожане отвечали ему уважением и любовью. Его имя было чрезвычайно почитаемо в городе. Здесь была школа, но­сившая его имя, была и улица его имени. Но, увы, при­шёл революционный 1917 год.

Началось время, когда наш народ, как обезумевший, стал отрекаться от своего славного прошлого. Подобно Иванам, не помнящим родства, мы вычёркивали из исто­рической памяти деяния и имена наших великих соотече­ственников, в угоду бредовой идее построения рая на земле без Бога. Не избежал этой участи и Николай Льво­вич. На долгие годы его имя было забыто неблагодарны­ми потомками. А ведь сегодня, 5 апреля, исполняется 60 лет, как он скончался в Харбине на 86-м году жизни. В 1918 году, спасаясь от неминуемого ареста большевика­ми, он вынужден был эмигрировать в Китай, где посе­лился в г. Харбине. Николай Львович Гондатти на всю жизнь сохранил любовь к России, хотя и не надеялся, что его вспомнят на Родине, что его вспомнят в дорогом его сердцу городе Алексеевске. Да разве только его имя было безжалостно выброшено из истории?

В столице Приамурья нет улицы первого генерал-гу­бернатора Муравьёва-Амурского, чьими стараниями был подписан знаменитый Айгуньский договор, который на­вечно закрепил права России на все земли по течению Амура и Уссурийский край. Только старанием и усерди­ем нашего владыки Гавриила удалось запечатлеть память сподвижника Муравьёва-Амурского — святителя Инно­кентия (Вениаминова), да и то присвоили имя крохотно­му переулку. А ведь это люди, сыгравшие решающую роль в освоении Приамурья. И в то время в Москве были чиновники, не понимавшие важности для России обшир­ных дальневосточных земель. Чтобы убедить правитель­ство в необходимости их освоения, святитель Иннокен­тий предпринял путешествие по Амуру и составил под­робное изложение «Нечто об Амуре». В нём на основа­нии наблюдений он обосновал возможность навигации по Амуру и заселения его берегов. Ему принадлежат и планы использования естественных ресурсов Приамурья, расселения в нём крестьян, разведение пашен и скота, устройство селений и городов, в их числе и Благовещен­ска. Именно этот доклад, представленный на высочай­шее рассмотрение, убедил Государя в немедленном при­нятии программы скорейшего освоения Дальнего Восто­ка. Вот как об этом писал даже в советское время акаде­мик А.П. Окладников (1908-1981): «Было бы несправед­ливо, говоря о Вениаминове, умолчать о его участии в освоении Амура и Приамурья в 50-е годы XIX века, об этом огромном по своему историческому значению ме­роприятии, в результате которого была восстановлена историческая справедливость. То было время, когда ис­конно русская земля, приобретённая ещё храбрыми зем­лепроходцами XVII столетия, мужественно защищаемая русскими от маньчжуро-китайских агрессоров, оконча­тельно и навечно была возвращена России. Он являлся ближайшим сподвижником Н.Н. Муравьёва-Амурского и Г.И. Невельского в этом государственно-важном деле... Вениаминов не только остро чувствовал политическую ситуацию того времени, когда уже шла ожесточённая борьба мировых держав на Дальнем Востоке, но и смот­рел далеко вперёд. «Лишь только мы оставим Амур, -писал он, - то или американцы, или англичане немедлен­но им завладеют».

Надо признать, что с тех пор мировая обстановка из­менилась явно не в нашу пользу. Помимо вышеупомяну­тых Америки и Англии над нами навис полуторамилли-ардный Китай, обладающий ядерным оружием и полный решимости пересматривать прежние договоры. Да и Япо­ния всё настойчивее ломится в наши курильские ворота.

Вот и получается, коль скоро предали мы забвению память тех людей, благодаря кому живём на этой земле, то нет и государственных мужей, радеющих об укрепле­нии и обороне этой земли. Так что можно сколько угод­но пенять на неразумность и безнравственность власти, она такой и останется, потому как основа этой безнрав­ственности в нас самих. Знаете, кто это сказал? Всё тот же А.С. Пушкин: «Неуважение к предкам — есть первый признак безнравственности». Вот и давайте спросим себя — готовы ли мы оказать им это уважение, исправить ис­торическую несправедливость. Воздать должное именам строителей и благоукрасителей земли амурской, вернуть их имена в историю города? Были же в городе и улица Гондатти (сейчас Мухина), и улица свт. Иннокентия (сей­час Комсомольская). Почему бы не вернуть им их настоя­щие названия? Конечно, мне могут возразить, что у го­рода на это нет денег. Что ж, скорее всего так и есть. Но ведь главное — это обозначить нашу позицию, принять решение на официальном уровне. А деньги, Бог даст, найдутся! Мир не без добрых людей, которым небезраз­лична история своего города, своей страны. История тех людей, которые здесь жили и творили, созидали и преображали суровый амурский край.

Известный русский философ Семён Франк, тоже, кстати, незаслуженно преданный забвению официальной советской пропагандой, считал, что, решая важнейшие вопросы о судьбах России, надо спрашивать не только живых, но и усопших — тех, кто Россию собирал и стро­ил. «Мёртвые молчат. Бесчисленная их армия не встаёт из могил, не кричит на митингах, не составляет резолю­ций. И всё же эта армия есть великая политическая сила всей нашей жизни, и от её голоса зависит судьба живых, быть может, на много поколений. Для слепых и глухих, для тех, кто живёт лишь текущим мгновением, не помня прошлого и не предвидя будущего, для них мёртвых не существует. Но те, кто умеет видеть и слышать, кто со­знаёт настоящее не как самодовлеющую, отрешённую от прошлого жизнь сегодняшнего дня, а как миг живой пол­ноты, насыщенной прошлым и чреватой будущим, зна­ют, что мёртвые не умерли, а живы (см. Лк. 20; 38 «Бог же не есть Бог мёртвых, но живых, ибо у Него все живы»). Какова бы ни была их судьба там, за пределами этого мира, они живут в наших душах, в подсознательных глу­бинах великой сверхличной народной души. Их души внятно говорят об одном — о Родине, о защите государ­ства, о чести и достоинстве страны, о красоте подвига и позоре предательства. В этой глубине народного духа они глухо ропщут против умышленных и низменных из­мен, против демократизированного мародёрства, против бессовестного пира на их кладбище, против расхищения родной страны, обагрённой их кровью. Мёртвые молчат. Но наш долг чутко прислушиваться к таинственному, то благодетельному, то грозному смыслу их молчания». Подобная мысль посетила некогда английского писателя Г. Честертона. Он заметил по этому поводу, что могиль­ные кресты похожи на крестики, которые надо проста­вить в бюллетене для голосования. Наконец, есть и ещё одни строки, написанные неизвестным русским эмигран­том, который, подобно Н.Л. Гондатти, был вынужден по­кинуть охваченную красным террором страну: «Нам пра­щуры работу дали, собравши Русь своим горбом. Они Россию собирали, а мы Россию разберём».

Недаром ведь существует очень простая истина, что народ, пренебрегающий прошлым, не имеет будущего и прозябает в настоящем. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что сказано это про нас. Итак, вспоминая сегодня замечательного человека, верного сына Отчиз­ны, основателя нашего города Н.Л. Гондатти, постараем­ся не ограничиться одним днём, а сделать так, чтобы имя его навеки закрепилось в истории города, и чтобы каж­дый горожанин знал и почитал его. Тогда и Господь, видя наше благочестивое почитание предков, воздвигнет подобных им усердных делателей на ниве державного строительства и благословит народ наш миром и процве­танием. Да тихое и безмятежное житие поживём во вся­ком благочестии и чистоте (1 Тим. 2,2). Аминь.

P.S. Отдельная благодарность краеведу Е. Паршину за биографические данные о Н.Л. Гондатти.

Автор: 

Дата публикации: 

05/04/2006

Метки: