9 мая - День Победы

Каждую весну мы встречаем юбилей — не важно, кончается он на ноль, на пятёрку или на какую другую цифру, он всегда — юбилей. Слишком грандиозно, мас­штабно и содержательно то событие, которое мы вспо­минаем 9 мая. Является дата «круглой» или нет, событие это вспоминается во всём его огромном объёме. А иначе и вспоминать не стоит. В этот день мы празднуем победу в войне столь страшной и ужасной, какой не знала и, дай Бог, больше не узнает история человечества. Милли­оны своих сынов и дочерей принёс в жертву русский народ, спасая не только себя, но и весь мир от гитлеров­ского нацизма. Эта победа далеко превосходит все гео­политические границы. Победа — после небывалого ра­зорения России в годы революции, в гражданской меж­доусобице, репрессиях и почти полного разгрома Церк­ви. Нравится это кому-то или не нравится, но именно Православная вера была тем фундаментом, на котором утвердились лучшие качества русского народа — верность без лести, мужество без жестокости, милосердие без тщеславия, стойкость без фанатизма. Она, наша святая вера, на протяжении тысячи лет ковала несгибаемый дух народа. И вот именно по ней был нанесён главный удар безбожного атеизма. Если в России 1917 года действо­вало 57 духовных семинарий, более 1000 монастырей, около 57000 храмов, в которых служили почти 120000 священников, то к концу 30-х годов на её территории не было уже ни одной семинарии, ни одного действующего монастыря и всего около 400 открытых храмов. За это время было расстреляно 370000 священнослужителей.

Есть ли связь между неслыханными по своей неисто­вости гонениями на Церковь Христову и теми ужасами, лишениями и страданиями, которые обрушились на Оте­чество наше 22 июня 1941 года?

Давайте присмотримся к символике дат той страшной, но и героической эпохи. Война началась 22 июня. Случайно ли Гитлер выбрал этот день, или у него было некое основание? Нацистская идеология была круто замешана в равной мере на ок­культизме и на древнегерманских, дохристианских язы­ческих верованиях. У древних германцев день летнего солнцестояния (22 июня) посвящался валькириям. Валь­кирии, по их представлениям, это девы-воительницы, ко­торые принимают души павших в бою храбрецов и пре­провождают в Вальгаллу. Вальгалла — это место, где те, кто при жизни показал себя храбрым и мужественным, будут вечно сражаться, охотиться и пировать, не чувствуя боли или усталости. Таким образом, день 22 июня имел мистическое значение для руководителей Третьего Рей­ха. Это был день германской воинской доблести. В нём концентрировалась, ковалась в стальной молот военная мощь свирепых викингов, безжалостных крестоносцев, армий Фридриха Великого и «железного» Бисмарка. Не удивительно, что удар, внезапно нанесённый этим моло­том, был сокрушающим. Несмотря на отчаянное сопро­тивление, Красная Армия отступала на всех направлени­ях. Потери исчислялись сотнями тысяч. Верховный глав­нокомандующий И. Сталин только на одиннадцатый день наконец собрался с силами, чтобы обратиться к стране. Казалось, ничто не сможет остановить стальную лавину, сметающую всё на своём пути. Но... Чем же был для нашего народа воскресный день 22 июня? В этот день Русская Православная Церковь праздновала память всех святых, в земле русской просиявших. Первое совпадение особенно значимое, потому что память всех русских свя­тых не имеет постоянной даты. Она празднуется во вто­рое воскресенье после дня Святой Троицы. А он, в свою очередь, зависит от времени Пасхи — Светлого Христова Воскресения. Сонм российских святых во главе с Пре­святой Богородицей пришли на помощь нашему воин­ству, покрыв небесным Покровом многострадальную Русь. Это прекрасно осознал бывший семинарист - товарищ Сталин. «Братья и сестры!» - таким церковным обраще­нием началось его обращение к советскому народу. Вся страна, боясь пропустить хоть слово, слушала своего Вож­дя. И вот чудо — никаких апелляций к немецкому проле­тариату (авангарду рабочего класса), никакой классовой риторики. Более 20 лет Советская власть боролась с «ве­ликодержавным шовинизмом». За одно слово «патрио­тизм» в начале тридцатых посылали на смерть. «Русь! Сгнила? Умерла? Подохла? Что же! Вечная память тебе», - так кликушествовал пролетарский поэт Александровс­кий.

Но вот, когда пришёл страшный и коварный враг, безбожная власть поняла, что рассчитывать она может только на великую жертвенность русского народа, вос­питанную православной верой. А для этого нужно на­помнить советскому народу, что он в основной своей массе русский и православный. Вот почему в своём обращении Сталин вспомнил не Розу Люксембург, Янкеля Свердло­ва, Робеспьера да того же Ленина и им подобных, не «всепобеждающую теорию марксизма-ленинизма» при­звал он на помощь. Нет, он призвал русский патриотизм, святых князей и воинов, прославленных Церковью — Александра Невского и Дмитрия Донского, Фёдора Уша­кова и Александра Суворова. А они тревожным боем церковных колоколов привели на поля сражений своих испытанных ратников, которые не знали иного заверше­ния битвы, кроме победы. Запасными полками подошли они и стали незримо рядом — вся тысячелетняя Русь из глубин своих поднялась богатырским заслоном, несок­рушимой стеной. И это обращение большевика Сталина — будет вторым совпадением.

Большая, настоящая беда очистила сердца, стал рас­сеиваться атеистический дурман, что привело к народно­му единению и воодушевлению. К обретению своих кор­ней и своих вековечных святынь. С самого начала войны целое море народа хлынуло в уцелевшие храмы. Огнен­ные испытания помогли обрести веру миллионам людей. Перед лицом смерти для многих реально открывалась вечная жизнь. С началом войны прекращается любая ан­тирелигиозная пропаганда. В сентябре 1941 года прекра­щается издание печатной продукции «Союза воинствую­щих безбожников», а в 1942 году этот «Союз», насчиты­вающий в годы расцвета около 5,5 миллиона членов — распускается прямым указанием Сталина.

Ещё одним совпадением, достойным внимания, явля­ются события, связанные с битвой под Москвой. Она на­чалась 5 декабря, в канун празднования памяти святого благоверного князя Александра Невского — победителя шведских и немецких крестоносцев. А в самый день праз­дника уже по всему фронту Красная армия перешла в контрнаступление, которое закончилось не только раз­громом группы армий «Центр», но и предопределило пер­вое крупное поражение фашистской Германии во Второй мировой войне. Отныне немецкая армия лишилась орео­ла непобедимости.

На следующий год было окружение и уничтожение группы армий Паулюса под Сталинградом. Ещё одно со­впадение. Переход от обороны к наступлению произо­шёл в день памяти одного из величайших святых Север­ной Новгородской Руси Варлаама Хутынского, и в канун празднования собора архистратига Божия Михаила, ко­торый издревле, вместе с Георгием Победоносцем, счи­тался покровителем русского воинства. Результатом это­го наступления явилось полное окружение б-й армии Паулюса. Кольцо замкнулось, когда соединились части 62-й армии под командованием генерала Чуйкова и 21-й армии генерала Чистякова. Случилось это 26 января, в день памяти преподобного Иринарха - затворника Рос­товского. Чем знаменит в нашей истории этот святой? Именно он благословил ополчение Минина и Пожарско­го на освобождение Москвы, подобно тому, как преподобный Сер­гий Радонежский благословил рать святого князя Дмитрия Донского. В обоих случаях русские полководцы были не до конца уверены в своих силах. Дмитрий знал, что вой­ско Мамая почти втрое превосходит числом его рать. Кро­ме того, со времён батыева погрома ещё не было случая, чтобы вся русская земля вышла в степь сражаться с ордой. Именно поэтому князь нуждался в духовной под­держке и благословении великого молитвенника преподобного Сергия Радонежского, и он получил его. Преподобный ободрил князя Дмитрия словами: «Дерзай, Княже, Пре­святая Троица и Богоматерь помогут тебе. Одолеешь су­постата».

Спустя двести с небольшим лет в не менее трудной ситуации оказались Минин и Пожарский. Состояние рус­ского государства было катастрофическим. Армия польского короля Сигизмунда захватила Смоленск. В Москве также стоял польский гарнизон. Шведы взяли Новгород. По всей стране рыскали иноземные и местные шайки, грабившие население. Хаос и опустошение цари­ли на русской земле. Первое ополчение Прокопия Ляпу­нова было разбито и рассеялось. Естественно, что в та­кой ситуации Минин и Пожарский, возглавившие второе ополчение, также остро нуждались в духовной поддерж­ке и укреплении. В это время в Ростовской земле подви­зался другой великий подвижник и молитвенник, преподобный Иринарх. К нему-то и отправились вожди народного опол­чения за благословением на святое дело спасения Руси. Подобно Сергию Радонежскому, преподобный Иринарх укрепил дух русских полководцев, и с его благословения сверши­лось освобождение Москвы и всей Русской Земли. Воз­вращаясь к хронологии Великой Отечественной войны, отметим, что основная группа немецких войск во главе с фельдмаршалом Паулюсом сдалась 31 января, в день памяти преподобных Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского. Всего в Сталинградской битве нем­цы и их союзники потеряли 1,5 миллиона человек убиты­ми, ранеными и пленными. «Никогда прежде за всю ис­торию Германии, - писал немецкий генерал Вестфаль, не было случая столь страшной гибели такого количе­ства войск».

В следующем году, в день первоверховных апосто­лов Петра и Павла, цвет гитлеровской армии был раз­громлен на Прохоровском поле под Курском. В войне наступил окончательный перелом. С этого времени наша армия шла только вперёд, на запад. Ещё одно совпаде­ние. Именно в этом году Красная армия по приказу Ста­лина надевает царские погоны. Погоны, которые выреза­лись на плечах у пленных белых офицеров или прибива­лись к ним гвоздями, вновь украсили победоносное рус­ское воинство. Ильич, наверное, волчком вертелся в сво­ём мавзолее от такого неслыханного преображения.

8 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Однако самые до­тошные исследователи знают, что к 5 мая завершились все масштабные боевые операции, кроме отдельных сты­чек с разрозненными группами гитлеровцев, которые про­должались до конца месяца. Сопротивление же регуляр­ных воинских подразделений прекратилось. Прага не в счёт, так как части «власовцев» сдались без боя, при этом разоружили несколько батальонов немцев, рассчи­тывая на милость победителей. Таким образом, первым по-настоящему мирным днём было 6 мая 1945 года. Знаменательно то, что именно в этот день Православная Цер­ковь празднует память святого воеводы — великомучени­ка Георгия Победоносца. А в 1945 году на этот день выпало Воскресение, и не рядовое, а Святая Пасха Хрис­това. Кто может сказать, сколько раз на протяжении че­тырёхлетнего побоища незримый всадник поражал сво­им копьём наступающих немцев, когда силы русских были уже на исходе. Не за эту ли ратную подмогу Господь порадовал святого воина тем, что преподнёс в день его праздника окончательную победу?

Ну и последнее, финальное совпадение — Парад По­беды в Москве 24 июня, в день Святой Троицы, великого праздника, когда Церковь празднует своё рождение. Где ж, спросим мы, после этого вершится история? Конечно, на Небесах. Небеса пестовали и хранили православную Русь с момента её появления, поэтому и ниспослали ей эту Победу. Обратите внимание на смысл слова «побе­да» - «после беды». Какой бы ни была чёрной тьма, за ней непременно придёт рассвет, воссияет солнце при ус­ловии нашего служения правде Божией. Дай нам, Госпо­ди, силы на этом благословенном пути, укрепи нас и не дай забыть, что мы - нация победителей. Все святые, в Земле Русской просиявшие, молите Бога о нас.

Погибшим вечная память, живым - слава и честь, русскому оружию, сокрушившему фашистского зверя, - слава!

Автор: 

Дата публикации: 

09/05/2007

Метки: