Великий пост

Святой Ефрем СиринГосподи и Владыко живота моего;
Дух праздности, уныния, любоначалия
И празднословия не даждь мне.
Дух же целомудрия, смиренномудрия,
Терпения и любви даруй мне, рабу Твоему.
Господи, даруй мне зрети моя прегрешения
И не осуждати брата моего,
Яко Благословен ecu во веки веков.
Аминь.

Молитва Св. Ефрема Сирина.

Заповедь соблюдения Поста есть первая заповедь, полученная человеком по сотворении его. Но согрешил Адам, нарушив волю Божию, и страшная греховная пор­ча проникла во весь человеческий род. С той самой поры дьявол получил доступ к сердцу падшего человека. С той самой поры человек стал подвержен страстям, в которых доныне, как в смоле адовой, кипят наши сердца, лишив­шиеся блаженного Богообщения.

Не потому ли Сам Господь Иисус Христос, придя в мир для спасения гибнущих грешников, Начиная Своё служение на земле, сорок дней и ночей постился в пус­тыне, собственным примером напоминая нам о благотвор­ности и Спаситель в пустынеобязательности поста? К сожалению, ещё очень много людей, даже церковных, не понимающих высоко­го духовного смысла Великого Поста, считающих для себя достаточным и исчерпывающим простое воздержа­ние от животной пищи. Какое пагубное злоупотребле­ние!

В чём же смысл Великого Поста, что даёт он верую­щим? Прежде всего, он одухотворяет человека, раство­ряет христианскую душу с благодатным духом Церкви, с её многовековым духовным опытом. Каким образом? На этот вопрос нам отвечает Св. Иоанн Златоуст: "Истинный пост есть удаление зла, обуздание праздного языка, от­ложение гнева, укрощение страстей". Время Поста - ис­ключительное в круге церковного года. Всё здесь иное: и службы, и молитвы, и песнопения, и обстановка храма, - всё зовёт к покаянию и исправлению своей жизни. Не напрасно время Поста называется в церковной молитве "весною постною". Это действительно весна, когда души верующих задеваются духовными семенами Добродете­лей. Пост - это духовный чернозём, на котором выраста­ет богатая духовная нива. Так что глубоко ошибаются те, кто полагает, будто главная цель Поста - это отказ от некоторых видов пищи. Физический пост - это только одна, и наиболее лёгкая, сторона поста. Без духовного поста физический пост - есть бессмысленность, обряд, лишённый всяческого содержания, бесцельное занятие, не дающее никаких положительных результатов.

МолитваДуховный же пост - это прежде всего молитвенное устремление к Богу, это сознательное и волевое устрем­ление к добру в любой его форме. Это стремление ак­тивно проявить свою любовь и доброжелательное отно­шение к ближнему, помочь им в нуждах, проявить заботу и внимание. Духовный пост - это ограничение своего эго­изма и замена его подлинно человеческим отношением к людям. Это путь духовного самоуглубления, честного ана­лиза самого себя перед лицом Божьим, смиренного осоз­нания своей греховности и её истоков, покаяние и при­мирение с Богом.

Пост - это также воздержание от всех привычек че­ловека, не приносящих пользы ему, а часто и вредящих здоровью. Разумно осуществлённый Пост приводит к полному обновлению человеческого организма. Следо­вательно, пост полезен не только душе, но и телу, так как не отягощенное пищей оно не принимает болезней. Та­ким образом, Пост - это не просто историческая тради­ция, по "недоумению" дожившая до наших дней, но весьма актуальная проблема для всех поколений человечества. Во время Поста в человеке должно родиться стремление преодоления земной ограниченности и должен совершить­ся переход в царство духовной свободы. Это путь духов­ного обновления, путь духовного роста в Боге. И в этом главный и важнейший смысл Поста.

Духовный пост очень труден для человека, впервые вступающего на постное поприще. Но уже само стремле­ние к нему ведёт его к духовному росту. Физический и духовный пост неотделимы друг от друга. Они являются совершенно необходимыми составными частями одного целого. Ибо тот, кто не научился смирять свою плоть, -не научится бороться со своими страстями.

Как сказал Св. Василий Великий: "Есть пост теле­сный, есть пост и душевный. При телесном посте тело постится от пищи и пития; при духовном посте душа воз­держивается от злых помыслов, слов и дел. Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, осуждения. Настоящий постник воздерживается от празднословия, сквернословия, пустословия, лести, лжи и всякого зло­речия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла. Не нужен физический пост без поста духов­ного, невозможен духовный пост без поста физического. И в заключение вспомним слова Св. Иоанна Златоуста: "Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, по­сети больных, не забудь заключённых в темнице, пожа­лей измученных, утешь скорбящих и плачущих, будь ми­лосерден, кроток, добр, сострадателен, терпелив, незло­памятен, благочестив, чтобы Бог принял и Пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния".

Автор: 

Дата публикации: 

11/03/1999

Метки: