Крещение Господне

Крещение Господне

19 января - Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

В церкви, Крещение Господне по-другому называется праздником Святого Богоявления. Когда Иисус входил в крещенские воды Иордана, людям явилось одновремен­но и действие Отца, и излияние Духа.

Откровение о Троичности Бога являло, что уже не безликий Абсолют видится в основе мироздания, а Лю­бовь, порожденная личным общением. В этом крещенс­ком Богоявлении, не в буре и грохоте, открывается Бог, не в величии власти и не в мощи космических стихий. Ветхозаветному Иову, этому страдальцу и мыслителю, Бог показывает именно Свою недоступность любому челове­ческому суду, Свою надмирную, вселенскую мощь: "Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру её, если знаешь?.." (Иов 38). И что после такого Откровения может сделать человек - кро­ме как замереть в трепете и благоговении и признать, что не всё в мире можно измерить меркой человеческой".

Но вот исходят ветхозаветные времена, и этот гроз­ный и единственный Бог вдруг Сам облекает Себя в че­ловечество. И уже не буря и гром, а крещенский голубь становится знаком Откровения. Отныне селение Бога бу­дет в людях. "Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк. 17, 21). В тех, кто сможет открыть сердце и душу для Духа Божия, но не все способны на это. Слова апостола Павла "Для иудеев Христос - соблазн, а для эллинов - безу­мие" актуальны и в наши дни. Тогда народ ждал Одного Бога, одного Спасителя - а пришел Другой. Не Тот, Кото­рый наказывает врагов, а Тот, Который велит прощать. Не Тот, который отменяет человеческую боль и борьбу, а Тот, который даже Самого Бога делает уязвимым для человеческого страдания. Иудеи не дали могущественно­го Властелина - а пришел Сказавший: "Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугой" (Мк. 9, 35). Собственно, это и стало фоном Распятия: иеруса­лимская толпа готова была короновать Иисуса, как наци­онального вождя-освободителя. Но чем неумереннее были восторги и ожидания - тем страшнее оказалась месть той же толпы, разочарованной отказом Христа служить её интересам.

Почему же пришел Иисус, для чего воплотился, что заставило Его потребовать Крещения от Иоанна? Вот от­вет Церкви. Сын Божий пришел в мир исцелить грех сво­ей безгрешностью, приобщить человека к божественной жизни. Принимая Крещение Иоанново, Христос отожде­ствляет себя со всеми людьми, всеми без исключения: грешниками, нуждающимися в прощении, спасении и воз­рождении. Отождествляет Себя со всеми и с каждым из нас. Своим крещением Он свидетельствует, что пришел не для того, чтобы извне, с высоты Своего совершенства и Божества дать нам закон и правила, а для того, чтобы соединиться с Нами, чтобы, став одним из нас, сделать нас участниками своей совершенной, не омраченной гре­хами жизни. "Вот Агнец Божий, берущий на себя грехи мира" - говорит про Него Иоанн Креститель. В наш мир Христос вошёл как младенец, и в своем Рождении и Кре­щении Он принимает на Себя, своею делает нашу чело­веческую природу. Сын Божий становится Сыном Чело­веческим. Но не для праведников, а для грешных и поги­бающих пришёл Он на землю, их Он возлюбил своей жертвенной любовью, им отдает Себя и всю Свою Жизнь. И вот в Крещение Он, безгрешный, с нами, грешными, Он, Спаситель, с погибающими, ибо никакой грех не мо­жет преодолеть любви Бога. Он соединяется с грешным, заблудшим человечеством, как позднее Он, бессмертный, вольно соединится с человеком и в смерти. И как в буду­щем уже мы соединимся с Ним в Воскресении.

Всё это свидетельствует о том, что Христос спасает нас любовью и только любовью. Как сказано у пророка Исайи: "Он взял на Себя наши немощи, понёс наши бо­лезни и раною Его мы исцелили".

Войдите в храм во время праздника Крещения, когда совершается "великое водосвятие", вслушайтесь в слова молитв и песнопений, и вы почувствуете, что здесь не один древний чин, а нечто, говорящее и теперь, как ты­сячу лет назад, о нашей жизни, о нашей жажде, о нашей вечной и неизбывной тоске по очищению, возрождению, обновлению. Раздаются слова хвалы и благодарения: "Велик Еси, Господи, чудные дела Твоя и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих...". Снова стоит человек перед тайной бытия, снова радостно ощу­щает мир и его красоту и слаженность - как Божий пода­рок и благодарит Творца. И в этом благодарении, хвале­нии и радости - становится по-настоящему человеком.

Радость праздника Крещения - в вере, что всё можно вымыть, очистить, обновить, что, как бы ни была загряз­нена и замутнена наша жизнь, в какое бы болото мы не превращали ее, возможен очищающий поток воды жи­вой, ибо не умерла и не может умереть в человеке жаж­да Неба, добра, совершенства, надмирной красоты, жаж­да, которая одна по-настоящему и делает его человеком. "Велик еси Господи, и чудны дела Твои и ни единое слово довольно будет к пению чудес Твоих...". Посмот­рите, каким светом и радостию сияют лица людей, когда звучит ликующий псалом "Глас Господень на водах", когда священник кропит священной водой храм и людей и ле­тят как бы по всему миру эти сверкающие брызги и мир преображается. Обновление празднуем мы, когда видим священника, кропящего храм новой, святой и божествен­ной водой, кропящего затем нас, наши дома, всю приро­ду и весь мир. Когда видим людей, устремляющихся к этой живой воде, льющейся к жизни вечной. Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестив­шегося от Иоанна в водах Иорданских.

Автор: 

Дата публикации: 

15/01/1999

Метки: