И сотвори им вечную память

Радоница

Радоница

В весенние дни, после встречи Светлого Христова Воскресения, принято посещать кладбища: поправить могилки умерших и помолиться Богу об упокоении их душ. Делается это во вторник второй недели после Пасхи и носит название Радоница. В этот день мы разделяем со своими усопшими близкими пасхальную радость о Воскресении Господа. Вот как говорит об этом святитель Амвросий Медиаланский: «Достойно и праведно, братие, после торжества Пасхи, которое мы праздновали, разделить нашу радость с умершими и возвестить им славу Воскресения Спасителя».
Подаждь, Господи, оставление грехов, всем прежде отшедшим в вере и надежде Воскресения отцем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память.
В этот день в Церкви идёт заупокойное богослужение, где также можно помянуть своих родных, подав записку об упокоении. Молитвы за умерших доставляют пользу и живым, ибо настраивают душу к небесному и отвлекают её от временного, суетного, и потому уклоняют от зла. Молитвы за умерших располагают души живых к исполнению заповеди Христовой - готовиться к исходу во всякий час своей жизни.
Представители протестантских конфессий утверждают, что заупокойные молитвы напрасны, потому что душа за гробом уже получает то, что здесь себе приготовила, и изменить её участь якобы нельзя. Иначе как жестокосердием назвать это утверждение нельзя. Если забота о спасении души близкого исчезает, как только душа переселяется в другую обитель, то где же та христианская любовь, о которой так часто говорят протестанты?
А ведь главное основание заупокойной молитвы - именно любовь к ближнему, независимо от того, здесь ли он, на земле, или уже переселился в обители вечные.
«Бог же не есть Бог мёртвых, но Бог живых, ибо у Него все живы» (Ев. от Луки, гл. 20 ст.38). Основанием для своего отрицания молитв об умерших протестанты полагают в том, что в Библии об этом ничего не сказано. Но позвольте, в Библии также не говорится о том, что зимой надо носить шапку, а по утрам чистить зубы, но мы все, не сомневаясь, это делаем. Почему? Из соображений здравого смысла. В Евангелии мы находим слова: «Если попросите что во Имя моё, будет вам», и что Господь Иисус Христос имеет ключи от ада и рая. Основываясь на этом, Церковь и полагает, что можно помолиться и о наших усопших родных. В известном смысле можно сказать, что молитва Церкви и отдельных христиан об усопшем есть определённый результат жизни этого человека. Если о беззаконных людях никто не молится или его поминают только в первые дни после смерти, то память о благочестивом христианине вдохновляет на постоянную молитву о нём, вселяя надежду на спасение души усопшего.
Кроме молитвы, ещё одним действием поминовения является милостыня, совершаемая в память об умерших. Под милостыней нужно понимать не только подаяние нищим, но всякое благодеяние по отношению к нуждающимся. Отнести продукты в дом престарелых, передать одежду в фонд социальной защиты, помочь пенсионерам или многодетной семье, пожертвовать на храм Божий - всё это милостыня. Благотворительность, милостыня, делаемая живым от имени усопшего, получают точно такое значение, как если бы сам усопший благотворил ближнему, а потому и естественно, что плоды милостыни принадлежат умершему, и живой, как орудие этой милостыни, также участвует в небесной награде.
Насколько велико значение милостыни для спасения души человека, видно из жития праведного Петра, бывшего мытаря. Будучи сборщиком налогов, проявлял он жестокость и немилосердие и никогда не подавал милостыни. Однажды в сердцах бросил он кусок хлеба в нищего, досадившего ему своими просьбами. В ту же ночь Пётр увидел себя во сне умершим и то, как святые Ангелы взвешивали его дела на весах правосудия Божиего. Чаша недобрых дел полнела на глазах и тянула вниз, на чашу же добрых дел было нечего положить, кроме куска хлеба, брошенного с досады, но и это остановило чашу, опускающуюся вниз. Пробуждение Петра ото сна было воистину рождением нового человека.
К сожалению, нравственный облик многих просящих подаяние оставляет желать лучшего. Последнее обстоятельство часто вызывает сомнение: на пользу ли будет поданная милостыня. Пусть сомнения эти не смущают дающего. Как истратит просящий полученное подаяние, это уже его воля, и он сам ответит за содеянное перед Богом, наше же дело милостыню подать, ибо в Евангелии сказано: «Просящему у тебя – дай».
А преподобный Амвросий Оптинский на вопрос, почему он даёт тем, кто явно эти деньги пропьёт, ответил: «Я сохраняю их ещё от одного греха – воровства». Вот ответ истинного христианина, заботящегося о ближнем своём. Да и всем нам в этом случае не лишне помнить хорошую русскую пословицу: «От сумы да от тюрьмы не зарекайся».
И в заключение хотелось бы остановиться на различных обычаях, возникших во времена богоборчества, бессмысленных и к церкви никакого отношения не имеющих. Все они являются возрождёнными языческими обрядами. К примеру, оставлять на могилах различную снедь и тем более освящённые в церкви продукты совершенно неблагочестиво - так их могут попрать бродячие собаки или кладбищенские крысы. Лучше эти продукты раздать нуждающимся. Большой грех на кладбище, где покоятся наши усопшие, пить спиртное и уж паче того - лить водку на могилу. Всё это оскверняет захоронения и доставляет душам тяжкие и мучительные страдания. Самое лучшее - это зажечь свечу и совершить молитву, хоть самую краткую. «Упокой, Господь, души усопших раб твоих, всех наших родных и близких, и прости им вся согрешения вольные и невольные, и даруй им Царствие Небесное». А поминальную трапезу лучше совершать дома, за столом. Существуют и другие странные обычаи, которые являются народным «творчеством» и никакого отношения к Православной Церкви не имеют. Кто-то, например, ставит перед портретом умершего стакан с водой или, ещё хуже, водкой и верит, что душа прилетает и пьёт эту водку. Совершенная нелепость. Или вот ещё: в руки покойному кладут платочек и объясняют это тем, что он якобы на том свете будет им вытирать слёзы. Стараются закрыть за гробом двери, а потом уже выходят сами для того, чтобы в семье не было больше покойников. Опять бессмыслица. Всемогущий Бог не зависит от закрытой двери. Закрывай - не закрывай, сколько Он положит прожить своей всеблагой волей, столько и проживёшь - ни больше, ни меньше.
Современные люди часто говорят: «Мы хотим сделать как положено». И находятся «всезнающие» старушки, которые охотно рассказывают как положено. В гроб или могилу кидаются деньги. Зачем? Усопшему они больше не нужны, лучше их раздать нуждающимся. А вот наша молитва, наше молитвенное воздыхание будет для них драгоценным даром, принесёт им радость и облегчение.
Если же почивший, в память о котором творится милостыня и молитва, за веру свою, добрые дела и молитвы за него уже удостоился венца радости, то Спаситель милость Свою полностью обращает к дающему. «Блаженные милостивые, ибо они помилованы будут».
Поэтому и должно нам крепко держаться нашей Православной веры, оберегающей от пагубных влияний суеверий и предрассудков, показывающей нам подлинный путь спасения, призывающей нас достойно прожить отведённое время на земле, а нашим душам с покаянием перейти в бытие иное.

Автор: 

Дата публикации: 

16/04/1999

Метки: