В своей пастырской практике мне, как православному священнику, приходится отвечать на очень и очень разнообразные вопросы. Эти вопросы касаются не только духовной жизни, жизни Церкви, но охватывают всю совокупность человеческих отношений, все стороны и грани нашего бытия. Некоторые из них встречаются чаще других и интересуют большое количество людей. Одной из таких проблем является отношение Православной Церкви к захоронению так называемых царских останков, а также к перезахоронению В.И. Ленина. Я думаю, многие читатели также хотели бы узнать об этом, и поэтому сейчас, с Божьей помощью, попытаюсь ответить на эти вопросы.
Если судить по материалам, публикуемым в церковной прессе, да и из личных бесед со священниками, можно смело утверждать, что большая часть священнослужителей относится отрицательно к версии о подлинности царских останков. Со своей стороны могу сказать, что полностью разделяю это мнение. Для человека, желающего разобраться в этом вопросе, необходимо выбрать одно из двух свидетельств. Вот первое из них. Это расследование, проведённое следователем по особо важным делам Н.А. Соколовым по горячим следам. Уже через две недели после злодейского убиения царской семьи он приступил к работе. С 30 июля 1918 года по январь 1920 в Екатеринбурге, на Урале и в Сибири велось следствие под надзором генерал-лейтенанта И. К. Дитериха и при наличии официальных наблюдателей от Франции и Англии. Материалы этого расследования составили 15 больших томов. Были собраны тысячи документальных и вещественных доказательств, проведены сотни допросов и очных ставок, экспертиз, в работе принимали участие десятки оперативных агентов. В результате этой грандиозной, высокопрофессиональной работы было установлено следующее. После убийства царской семьи, совершённого в ночь с 16 на 17 июля, тела убитых были отвезены в Котняковский лес, были разрублены на части и сожжены на двух больших кострах. Останки людей уничтожены с помощью 178 литров концентрированной серной кислоты. Три дня и две ночи убийцы, которым помогали 15 ответственных партийцев, творили свою дьявольскую работу. К вечеру 19 июля всё было закончено. Пепел и всё, что осталось от сожженных тел, бросили в шахту, которую затем взорвали гранатами. К сожалению, невозможно здесь привести многочисленные документальные свидетельства, содержащиеся в материалах следствия, проведённого И.А. Соколовым, но они неоднократно издавались и переиздавались, так что дотошный исследователь может лично найти и ознакомиться с ними.
С другой стороны, мы имеем расследование через 70 с лишком лет и основанное на пресловутой записке Юровского. Она представляет из себя четыре листа печатного текста с пометками и припиской, в которой
указаны координаты могильника. В ней отсутствуют реквизиты, по которым можно судить о степени её официальности: нет названия документа, подписи автора, точной даты и чёткого адреса. Да и чисто логически большевики не могли допустить сохранения останков. Ведь приближалась белая армия, и обретение тел царственных страстотерпцев дало бы сильнейший духовный подъём наступающим войскам. Так что сама логика подсказывала тщательное уничтожение всяческих следов совершённого злодеяния. Таким образом, утверждение о существовании захоронения является злонамеренной выдумкой. Для чего? - спросите вы. Дело в том, что одним из последствий зверского убийства, совершённого 17 июля 1918 года, является 80-летняя нелигитимность российских властей. Так что, шоу под названием "погребение царских останков" было призвано придать некую благообразность и законность нынешнему руководству страны. В президентской речи это действо было велеречиво названо актом покаяния и примирения. Полноте, покаяние будет тогда, когда произойдёт общецерковное прославление святых царственных мучеников, когда каждый русский, каждый человек, живущий в России, осознает всю тяжесть совершённого преступления. И, я надеюсь, этот торжественный момент духовного возрождения и очищения России не будет разбавлен какими-нибудь Всемирными юношескими играми. У нормального человека в этот час не будет желания играть, у него будет желание в благоговейном молчании склонить голову перед жертвенным подвигом державных страстотерпцев. И только тогда прекратится действие проклятия русского народа, утверждённого нашими предками на Всероссийском Земском Соборе 1613 года.
Ну а что касается трупа Ильича, законсервированного в Мавзолее, то мнение церковного руководства высказал Святейший патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, сказавший, что не должно устраивать кладбище на главной площади страны. Лично же мне он не причиняет ни досады, ни огорчения. Скорее, это повод для глубокого раздумья: каковы же были дела этого человека, что даже земля не принимает его. Можно по-разному относиться к личности вождя мирового пролетариата. Кто-то ненавидит него и приводит весьма убедительные аргументы в пользу своего мнения. Кто-то, наоборот, боготворит его и приводит не менее весомые доводы. Однажды мне встретилась вот такая характеристика: "Ленин -Великий Сын Великого Русского народа!". Но давайте задумаемся, почему земля России, русская земля не принимает своего великого сына? Что служит причиной этого отвержения. Испокон веков на Руси умершему желались Царство Небесное и Земля - пухом, чтобы душа с Богом радовалась, а тело в земле покоилось, гостило до всеобщего воскресения и суда Божия. Оттого и места, где усопших православных хоронили, погостами назывались, от слова "погостить". А места, где битый от мора скот закапывали, кладбищами назывались. И вот не желает мать сыра земля пухом быть для Ильича, не раскрывает ему свои объятия. Видно, кровь русская, родную землю обильно полившая, противится. Вот и лежит он, неприкаянный, в каменном склепе, нет ему покоя и за порогом смерти. Страшная участь, упаси, Боже, от такого конца.
Ну и в заключение хотелось бы сказать два слова ещё об одном вопросе, который нередко задают самые разные люди. Дело в том, что наш город непосредственно связан с семьёй государя Николая II. Многие знают, что первоначальное имя Алексеевск было дано в честь наследника - цесаревича Алексея Николаевича. Я не призываю немедленно переименовать город. Я прекрасно осознаю, что не каждый, прочитав статью о царе-мученике, изменит своё отношение к нему, хотя очень бы хотелось. Имя государя Николая Александровича ещё долго будет предметом дискуссий. Но царевич Алексей, невинный отрок, убиенный злодеями, - он действительно святой. "Если не обратитесь и не будете, как дети, не наследуете Царства Небесного", - говорил Иисус Христос своим ученикам. Цесаревич Алексей остался ребёнком, его душа не успела оскверниться ненавистью, злобой, завистью, предательством - этими "взрослыми" атрибутами. К тому же он пролил невинную кровь, приняв мученический конец. Такие дети особенно прославлены у Бога, имеют особую благодать. Давайте подумаем. Наверное, неплохо было бы жить в городе, посвященном ему, иметь своим небесным покровителем сего святого отрока? Может, это стало бы актом нашего покаяния, нашего пробуждения? Может, тогда, по молитвам святого мученика цесаревича Алексея пошлёт Всемилостивый Бог мир и благоденствие, покой и процветание нашему исстрадавшемуся народу? Сие и буди. Аминь.
Комментарии
Re: Город мог бы иметь своим небесным покровителем святого...
Жителям города, как и гражданам всей страны "подменили историю" и сейчас для них "Свободный" - единственная реальность, с массой проблем в которых и надо разбираться не отвлекаясь на метафизическое осмысление самой этой "реальности". Если вникнуть в историю города, можно провести параллель между его судьбой и судьбой Цесаревича. Оба были преданы своим же народом, не успев даже вырасти и окрепнуть. Мы должны искупить прегрешения предков и восстановить справедливость. Без всякого переименования, вот уже несколько лет я мысленно живу в Алексеевске и проходя по улицам города, с грустью представляю себе, какая была-бы у него судьба, если бы не это всё. "Кесарю - кесарево...", документы заполняю, как требуется и в общении не выделяюсь... Просто считаю что настоящее имя, это то, которое остаётся в Вечности. Так же и истиный смысл или образ. А если отказываешься от настоящего имени, значит и нет тебя вовсе!