Пролили кровь их как воду

Сердце царя - в руке Господней
(Пр. 21,1)

В этом году 17 июля исполняется 90 лет со дня расстрела в Екатеринбурге семьи последнего Российского императора Николая II Александровича и его семьи. Страшный, кровавый юбилей. День 17 июля 1918 года стал последней чертой, за которой Россия окончательно свернула с пути, предназначенного ей Богом. Следствием этого отступления стало превращение ее в арену кошмарной братоубийственной бойни, когда русские убивали русских в угоду кучке интернационального сброда, захватившего верховную власть и на поверку оказавшегося вполне мононацинальным. Затем коллективизация - разорение лучшей и большей части русского крестьянства и подавление крестьянских восстаний штыками наемников (в основном, недоброй памяти, латышей). Ну, и, конечно, политические репрессии 30-х годов, из-за которых вся Россия покрылась сетью лагерей смерти, в которых погибли миллионы наших соотечественников. Но, имеем ли мы право встраивать в один логический ряд убийство семьи русского царя и те ужасы и страдания, которые обрушились на русскую землю?..

Известный русский мыслитель B.C. Соловьёв писал о том, что в жизни каждого народа важно не то, что этот народ думает о себе сам, но то, что о нём думает Бог.

Святой апостол Павел писал, что «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (I Кор. 14,33). Следовательно, то, что случилось с Россией и народом, её населяющим, не есть замысел Божий о ней. Не таким был промысел Божий о России. Но возможно ли было иное развитие событий, был ли у нашей многострадальной Родины иной путь? Сознание, отравленное ядом большевистской пропаганды, привычно восклицает: «Нет!» У той России, с её прогнившим самодержавием и с бездарным, слабым и в то же время кровавым царём не могло быть иного пути.

Рамки газетной статьи не позволяют подробно оспорить это утверждение. Тем не менее, для честного и непредвзятого исследователя есть возможность познакомиться и с другой точкой зрения. На моей книжной полке стоит 10 томов общим объёмом в 6800 станиц, где подробнейшим образом на основе исторических документов и архивных данных опровергаются расхожие домыслы и клевета на последнего русского государя и его благочестивое семейство. Причём почти четверть этих страниц занимают ссылки. В этих исследованиях обстоятельств царствования Николая Александровича и его гибели нет ни одного голословного утверждения, любой желающий может их проверить. Кстати, немалая заслуга в собирании и открытии правды о нашем государе принадлежит Церкви. Дело в том, что почитание Царя-Мученика и его семьи имело стихинный, народный характер. Именно в среде простых православных людей лежат истоки канонизации. Вера в святость последнего русского царя не насаждалась сверху, церковными иерархами. Напротив, священноначалие всеми способами сдерживало чувства мирян и рядового духовенства, максимально долго оттягивая официальный акт канонизации. Святейший патриарх и синод прекрасно понимали, что этот акт вызовет бурю негодования, возмущения и недоуменных вопросов. Почти 9 лет специально созданная синодальная богословская комиссия работала в архивах как в России, так и за рубежом. Была проделана огромная работа, проверялось-сверялось множество источников. Итогом этой кропотливой работы стала возможность канонизации, т.е. причисления к лику мучеников за Христа императора Николая, императрицы Александры и их чад царевича Алексия и великих княжон Ольги, Марии, Татьяны и Анастасии.

Кстати, канонизация того или иного человека не означает его абсолютной святости. Церковь прекрасно понимает, что безгрешен только Господь Бог. Человек же, даже самой праведной и высокой жизни, может совершать ошибки и прегрешения. Хотя в целом его жизнь признаётся за канон, т.е. образец для подражания. Но разве Николай II может быть образцом правителя и государственного деятеля? Давайте рассмотрим некоторые итоги его царствования.

За 20 лет население империи выросло почти на 100 процентов. С 64 миллионов в 1894 г. до 120 - в 1914. Естественный прирост составил почти 3 млн. в год. Причем за счёт коренного русского населения, а не пришлых эмигрантов, немалое число которых вовсе не собирается приспосабливаться к нашим российским традициям и нравам. Напротив, именно они создают закрытые этнические преступные группировки, терроризирующие местное население. Причём ведут себя настолько нагло, что даже нынешние тяжёлые на подъём россияне взрываются ответными действиями, как, например, в Кондопоге. Кстати, сейчас население России сокращается на 1 миллион человек и тоже за счёт вымирающих русских. Для любого здравомыслящего человека вполне понятно, что наши предки были не дурнее нас, значит, могли себе позволить иметь много детей. Благодаря росту сельскохозяйственного производства урожай хлеба, собираемый в 1913 г., был на треть больше, чем в США, Канаде и Аргентине, вместе взятых. Российский рубль на 100% обеспечивался золотом, вклады в государственных сберегательных кассах выросли с 300 млн. в 1894 до 2 млрд. в 1913. Причем на 10 коп. можно было купить: фунт мяса (5 коп.), 3 фунта хлеба (2 коп.) и литр молока (3 коп.). Добыча каменного угля увеличивалась непрерывно. Донбасс, дававший 1894 году около 300 млн. пудов, в 1913 г. давал свыше полутора млрд. За последние годы началась разработка новых мощных залежей Кузнецкого бассейна в Сибири. По всей стране добыча угля выросла в 4 раза. Выплавка чугуна увеличилась также вчетверо, выплавка меди - впятеро. С 1200 млн. в начале царствования бюджет достиг 3,5 млрд. Причём возрастал он без введения новых налогов и без повышения старых, при том, что и сами налоги были самыми маленькими в мире. Протяжение железных дорог, как и телеграфных проводов, более чем удвоилось. Была построена Транссибирская магистраль. Увеличился и речной флот - самый крупный в мире. Пароходов в 1895 году было 2539, в 1906 - 4317. Хозяйственная деятельность широких масс народа выразилась в беспримерно быстром развитии кооперации. В начале царствования в России было всего около сотни потребительских обществ. Уже к 1 января 1912 года число этих сообществ приблизилось к 7 000. На фоне общей картины роста Российской империи особо выделялось развитие сё азиатских владений. За 20 лет около 4 млн. переселенцев приехали в Сибирь и на Дальний Восток, и число их всё возрастало.

Но остановимся здесь. Тем более, что с языка пытливого читателя уже готовы сорваться вопросы: а Ходынка? а Кровавое воскресенье? а Ленский расстрел? а русско-японская война? Да и вообще, если всё было так хорошо, почему же случилась революция?

Весной 1917 года была создана Чрезвычайная комиссия при Временном правительстве. Целью сё создания был сбор фактов, доказывающих вину государя в этих несчастьях, и последующий суд над ним. Суд так и не состоялся, вывод комиссии оказался очевиден: царь не виновен. Его приказы и распоряжения были продуманны, оправданны и целесообразны. К сожалению, даже самый гениальный правитель не может охватить лично все действия своих подчиненных. Николай Александрович не виноват в том, что некоторые его подданные, обязанные, не щади жизни, верою и правдою служить своему императору, делали это, проявляя преступную халатность, а порой и прямо саботируя, искажая его повеления. Уже тогда начиналось духовное разложение оппозиционной аристократии, а за ним и отказ всего русского общества от Бога. То, что потом вылилось в строки из дневника Царя-мученика: «Повсюду трусость, измена и обман».

И всё же и меня, и любого другого человека, почитающего царя Николая, можно заподозрить в предвзятости. В том, как мы расставляем акценты, какие факты выделяем особо, а о каких упоминаем вскользь, а то и вовсе обходим вниманием. Поэтому сейчас будет уместно привести свидетельства людей, которых никак не заподозришь ни в любви к российской монархии, ни в любви к самому монарху.

В конце 1913 года главный редактор ведущего экономического европейского журнала «Economist Europeen» Эдмон Тэри произвёл по поручению французского правительства обследование российской экономики. Выводы, к которым он пришёл, были таковы: если дела европейских наций будут с 1912 по 1950 годы идти также, как они шли с 1900 по 1912, Россия к середине текущего века будет господствовать над Европой как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении».

«Добросовестность, человечность, кротость, честь - таковы выдающиеся достоинства Николая II». Морис Палеолог, посол Франции в 1914-1917 годах.

«Он предан своим идеям. Он защищает их терпеливо и упорно. У него надолго продуманные планы, которые он постепенно проводит в жизнь. Царь обладает сильной душой и мужественным, непоколебимым, верным сердцем. Он знает, куда он идёт и чего он хочет». Эмиль Лубэ, президент Франции в 1899-1906 годы.

А вот свидетельство одного из великих и влиятельных государственных деятелей XX столетия премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля. Можно по-разному к нему относиться, но нельзя сомневаться в его значительном вкладе в мировую историю. «Ни к одной стране мира судьба не была так жестока, как к России. Её корабль пошёл ко дну, когда гавань была в виду. Она уже претерпела бурю, когда всё обрушилось.» В марте Царь был на престоле; Российская империя и русская армия держались, фронт был обеспечен и победа бесспорна. Согласно поверхностной моде нашего времени царский строй принято трактовать как слепую, прогнившую, ни на что не способную тиранию. Но разбор 30 месяцев войны должен исправить эти легкомысленные представления. Силу Российской империи мы можем измерить по ударам, которые она вытерпела, по бедствиям которые она пережила, но неисчерпаемым силам, которые она развила, и по восстановлению сил, на которое она оказалась способна. Но вот вмешивается темная рука, облеченная безумием. Царь сходит со сцены. Его и всех его любящих предают на страдания и смерть. Его усилия уменьшают, его действия осуждают, его память порочат».

В марте 1917 года предатели и клятвопреступники из Государственной Думы и высшего военного командования вынудили Николая II отречься от престола. Он отрекался из опасения, что его отказ сделать это приведёт к гражданской войне перед лицом врага. Царь не хотел, чтобы из-за него пролилась хоть капля русской крови. Духовные мотивы, по которым последний русский император, не желавший проливать кровь подданных, отрекся от престола во имя внутреннего мира в России, придают его поступку подлинно нравственный характер. Не его вина, что пигмеи, пришедшие к власти в России, отдали сё на растерзание большевикам.

Николай Александрович подъял подвиг, подобный жертвенному подвигу ветхозаветного патриарха Авраама, и вместе с сыном принес Богу и самого себя, и возлюбленную царственную супругу, и всех четырех дочерей. И Господь не остановил руки палачей. Он принял светлые души царственных мучеников, как свидетельство того, что Россия будет спасена. Если покается и восплачет о своих преступлениях перед Богом и Его помазанником. Если вернётся на путь искания Правды Божией и жизни по Ней.
Почитание царской семьи продолжалось во всё время советского периода русской истории, несмотря на жестокие преследования безбожной власти. Священники и миряне молились о упокоении убиенных страдальцев, рискуя жизнью, помешали их фотографии в красном углу рядом с иконами.

И вот уже в наше время, в 2000 г., на юбилейном соборе Русской Православной Церкви был принят акт об общецерковном прославлении Святых Царственных Мучеников. В деяниях собора сказано: «В последнем православном Российском монархе и членах его семьи мы видим людей, искренно стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, мужественно перенесённых Царской Семьёй в заточении, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных русских людей, претерпевших гонение за Христа в XX веке».

Предстательством и молитвами новомучеников и исповедников Российских, предстоящих пред престолом Божиим и молящихся за наш многострадальный народ, за Русскую Церковь и нашу возлюбленную Отчизну, да укрепит Господь нашу веру и ниспошлет нам своё благословение, чтобы восстала Земля Русская во всей красе христианского благочестия и державного могущества.

 

Автор: 

Дата публикации: 

16/07/2008

Метки: