Смысл нашей веры

Воскресение Твое Христе Спасе
Ангелы поют на небесех
И нас на земли сподоби
Чистым сердцем Тебе славити.

В течение многих веков люди искали ответы на воп­рос, в чём смысл жизни. Человек приходил на землю и уходил в неё, какой бы ни была эта его жизнь, доброй или злой, конец был один — смерть. Туда уходили все, оттуда не возвращался никто. И так род за родом, век за веком. «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1,9). Холодом наполнялось сердце, и томилась душа от зем­ной премудрости Екклесиаста: «Всем и всему — одно. Одна участь праведнику и нечестивому, доброму и зло­му... Мёртвые ничего не знают, и любовь их, и ненависть их, и ревность их уже исчезли» (Еккл. 9,2). Такова была участь ветхозаветного человечества. До пришествия Хри­стова, до того, как Он соединил в Себе Бога и Человека, для нас был закрыт путь в Царство Небесное. Грехопаде­ние первых людей стало катастрофой, в результате кото­рой прервалась животворящая связь людей и Бога. Даже в смерти праведник не соединялся с Богом.

Но «Бог смерти не сотворил» - свидетельствует нам Библия. Он создал мир совершенный. И над этим миром поставил человека - Свой образ и подобие. В этом совер­шенном, не знающем смерти мире начинал царствовать совершенный, не знающий смерти человек. Но царство­вал не как потребитель, разрушающий и загрязняющий окружающее пространство, а как первосвященник, для которого весь мир был огромным Храмом, который он должен благоукрашать. Для этого человек был наделён дарами Божественной благодати — Свободы, Знания, Бессмертия. Каким же был грех, лишивший наших пра­родителей этих даров? Дело, конечно же, было не в том, что они вкусили запретный плод, а Бог на них обиделся: «Дескать, как они посмели?» Нет, вкушение было всего лишь следствием уже совершённого греха. Он совершился тогда, когда человеку в голову пришла мысль, и он с ней согласился, что та полнота совершенства, которую он получил от Бога, является его собственной. Более того, она может быть сохранена и без Бога, вопреки Ему, по­мимо Него. Отпадение произошло в сердце человека, ко­торый неправильно распорядился своей свободой. Что ж — вольному воля. Господь не навязывает Себя, Благо­дать не насилует, и Он отступает. Но беда в том, что когда отходит Бог — с ним уходит жизнь, уходит полнота бытия, и приходит небытие, смерть. Когда заходит солн­це, наступает тьма.

Непослушание человека погрузило мир во тьму зла, греха, смерти. И все последующие века люди только ум­ножали зло в мире. Недаром кто-то из великих сказал, что история человечества написана кровью. Понятно те­перь, почему Бог не уничтожает зло. Для этого надо унич­тожать людей, которые устраивают войны и революции, грабят, насилуют, прелюбодействуют, завидуют, интри­гуют, гневаются, злословят, клевещут, сквернословят, убивают собственных детей. Вот к чему приводит свобо­да от Бога и Его заповедей. И удивительно, что человече­ство, горделиво наименовавшее себя как Homo Sapiens, поступает с неразумием просто поразительным.

Представьте, что некий человек находится в помеще­нии, из которого есть два выхода. Над одной дверью висит табличка «Выход здесь», над другой - «Не входи, убьёт». Человек идёт ко второму выходу, отрывает дверь, делает шаг через порог и наступает на грабли. Удар, по­теря сознания. Через некоторое время человек приходит в себя, смотрит на обе двери и снова идёт ко второй. Результат тот же самый — шишка на лбу становится ещё больше. Вновь проходит время, к человеку потихоньку возвращается сознание, он поднимается на ноги и реши­тельно открывает вторую дверь. Можно ли назвать такое поведение разумным? Уж сколько горя и страданий ис­пытал наш народ, когда в начале прошлого века решил, что Бог ему не нужен, и стал разрушать всё то, чем жил веками. Но нет, снова пытаемся устроить свою жизнь, не положив в основу Божественных Заповедей. Снова отма­хиваемся от Него, забывая, что: «Если не строит Бог, даром трудятся строители, если Бог не сохранит города, всуе бодрствует стерегущий его» (Пс. 126, 1).

Кстати, о городе, носящем гордое имя Свободный. Что это за свободу нашли здесь более трёхсот тысяч заключённых, содержащихся в двенадцати лагерях и ежед­невно сотнями расстреливаемых? Избави Бог от такой свободы. Наименование Свободный является издеватель­ским символом творившегося здесь беззакония, произ­вола и насилия, свирепой жестокости и попрания всяко­го человеческого достоинства. Пока мы этого не осозна­ем и не вернём городу имя, данное ему при рождении, над ним будет висеть проклятие тех, кто в нечеловечес­ких страданиях лишился здесь не только свободы, но и самой жизни.

В итоге мы видим, что грехи людские являются при­чиной всех наших бед и настроений как в частной жизни, так и в общественной. Грех, как свободное и сознатель­ное неисполнение воли Божией, её отвержение воздви­гает преграду между нами и Богом. И здесь мы вновь приходим к вопросу «Для чего живёт человек, есть ли смысл в нашем рождении?». Вот как писал об этом наш современник диакон Андрей Кураев: «Но однажды серд­це ожигает мысль: зачем я тут? Что такое человек? Что такое моя жизнь? Просто тире между двумя датами на могильном памятнике? А человек — просто покойник в отпуске? Меня не было целую вечность и потом не будет тоже вечность. В этом ли смысл моей жизни?» Ответ на этот вопрос есть. Он прозвучал две тысячи лет назад в Палестине, когда женщины, пришедшие приготовить тело распятого Христа к погребению, обнаружили гробницу пустой. Тогда явился им ангел и возвестил радостную весть, которая затем пронеслась, прозвучала, прогремела над всем миром: «Христос воскрес!»

Воскресение Христово — торжество, смысл и осно­вание нашей веры. «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14), - говорит апостол Павел. Этими двумя словами был дан ответ на вечный вопрос — в чём смысл жизни? Своей смертью и воскресением Спаситель вырвал людей у смерти и распахнул перед нами врата Вечного Царства. Христос Воскрес, смертью победив смерть, и дал надежду нам. Нет, сказал Он, не исчезают в небытии любовь и мило­сердие, добро и благочестие, верность и мужество, стра­дания и слёзы. Это те ступени, по которым сыны челове­ческие взойдут в Небесное Отечество. После воскресе­ния Христа смерть утратила свою власть над человеком, которой она обладала со времён Адама. В воскресении Спасителя мы имеем не просто надежду, а непоколеби­мую уверенность, что и нас ждёт торжество Воскресе­ния. «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть, где твоё жало? Ад, где твоя победа!» (Ос. 13, 14).

Но позвольте, позвольте, могут спросить меня, о ка­кой победе над смертью идёт речь? Ведь как до Христа умирали, так и после Него умирают, и, несомненно, бу­дут умирать и дальше. Что же это за победа? Дело в том, что Церковь, основываясь на библейском откровении, различает два вида смерти. Первый — это когда душа разлучается с телом. От этой смерти не освобождён ник­то. Даже Спаситель прошёл через неё, умерев на кресте. Есть и второй вид - это когда душа после разлучения с телом разлучается и с Богом. Вечная смерть. До Христа люди принимали обе смерти. Душа отделялась от тела, а затем и от Бога, потому как при жизни, совершая грех, она приобрела опыт отделения от Бога. Вот почему Вет­хий Завет без всякой надежды вглядывается за пределы человеческой жизни. Пророк Давид с плачем размышля­ет о скоротечности человеческой жизни: «Человек яко трава, дни его яко цветок полевой, тако отцветёт, яко дух пройдёт в нём, и не будет». Но вот пришло время, когда оправдались надежды, когда исполнилось пророчество Исайи: «На живущих в стране тени смертной свет восси­яет» (Ис. 9, 2).

Сатана не узнал тайну Сына Божьего, ставшего Че­ловеком. Он считал его просто праведником, пророком и полагал, что, как любой потомок Адама, принадлежит ему. И вот в ту минуту, когда силы зла возликовали, что им удалось победить Христа, они встретились с силой Самого Бога. И эта божественная молния, сойдя в ад, разнесла весь адский склеп. Клин смерти не смог отде­лить человеческую душу Христа от Божественной приро­ды сына Божиего, и, как следствие, эта душа оказалась неотделимой до конца от Его тела, поэтому и происходит почти немедленное воскресение Христа. Для нас это оз­начает, что отныне смерть человека становится лишь эпи­зодом его жизни. Поскольку Христос нашёл путь выхода из смерти, это означает, что если человек последует за Ним, то Спаситель проведёт его через коридоры смерти. «Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти, то должны быть соединены и подобием воскресения (Рим. 6,5). Вот только творившие добро (т.е. соблюдающие заповеди) изыдут в воскресение жизни, а делавшие зло (т.е. не соблюдающие заповеди и даже не пытавшиеся это сделать) — изыдут в воскресение осуждения» (Ин. 5, 29).

Итак, мы находимся в преддверии Пасхи, централь­ного события всей истории человечества. Но не будем забывать, что воскресению Христа предшествовали дни, которые в церковном календаре именуются «Страстной седмицей» или неделей страданий. Среда, когда в по­мрачённой душе Иуды окончательно созревает коварный план предательства. Четверг, когда вспоминается прощаль­ная Тайная Вечеря. Пятница — апогей бунта человечества против Бога, арест Христа, неправедный суд, пытки и распятие. Суббота — время, когда Христос был мёртв. Это дни самого строгого поста и воздержания, когда че­ловеку, который имеет хоть малую толику веры, претит сама мысль об увеселении и ублажении плоти. В русской духовной традиции дни рождения, юбилеи переносились на пасхальную неделю, а поминовение усопших на Радоницу.

Дело в том, что за две тысячи лет слово «распятие» повторялось очень часто, так что смысл его достаточно потускнел. Мы не вполне отдаём отчёт в громадности той жертвы, которую Христос принёс за нас.

Сегодня, исходя из данных, полученных при иссле­довании Туринской плащаницы, можно узнать, что перед распятием Христа бичевали. Ему были нанесены 39 уда­ров пятихвостовым бичом со свинцовыми шариками, при­вязанными на концах ремней. При ударе таким бичом кожа лопалась, и плоть рассекалась до костей. Сорок ударов считались смертельной нормой. Видимо, Пилат действительно пытался отстоять жизнь Иисуса и надеял­ся, что вид окровавленного, избитого до полусмерти Хри­ста успокоит кровожадные инстинкты иудейской толпы. Однако толпа требовала казни. Разъярённый вопль «Кровь Его на нас и на чадах наших» заставил Пилата дать со­гласие и на распятие. Ничего ужаснее и бесчеловечнее не было придумано повреждённым грехом разумом че­ловека, чем казнь на кресте. Суть её заключается в том, что человеческое тело повисает на кресте так, что точка опоры оказывается в груди. Когда руки человека подня­ты выше уровня плеч, и он висит, вся тяжесть верхней половины тела приходится на грудь. В результате этого напряжения кровь начинает приливать к мышцам грудно­го пояса и застаивается там. Мышцы начинают дереве­неть. Тогда наступает явления асфиксии: сведённые су­дорогой грудные мышцы сдавливают грудную клетку. Они не дают расширяться диафрагме, человек не может сде­лать вдох и начинает задыхаться. При этом он ещё и прибит гвоздями. Кованые гранённые гвозди вбивались между лучевыми костями руки, рядом с запястьем. На своём пути гвоздь встречал нервный узел, управляющий кистью руки, и перебивал его. Само прикосновение к ого­лённому нерву — страшная боль, а здесь все нервы ока­зываются перебиты. Но и это не всё, чтобы сделать вдох, остаётся только один выход — распятый должен опереть­ся на гвозди, которыми прибиты его ноги, выпрямить колени и приподнять своё тело, ослабляя давление на грудь. При этом его руки начинают поворачиваться вок­руг гвоздя, вовсе не круглого и гладкого, а сплошь по­крытого зазубринами и острыми гранями. Такое движе­ние сопровождается болью на грани шока. Евангелие го­ворит, что страдания Христа длились около шести часов. Почтим же хотя бы в эти четыре дня подвиг беспример­ной любви Спасителя. Свт. Кирилл иерусалимский писал: «На кресте Господь раскинул руки, чтобы обнять ими всю вселенную».

От нас же зависит сделать выбор — или сделать шаг ему навстречу в благоговейном молчании, или безраз­лично отвернуться, привычно оправдав своё равнодушие тем, что нас, дескать, не воспитали, не приучили, не рас­сказали... Вот только никогда не узнаем мы той пасхаль­ной радости, о которой уже две тысячи лет свидетель­ствует Церковь, и которая творит удивительные чудеса. Как, например, случай, бывший в XIV веке в Киево-Пе-чёрской лавре. Жил там монах, молитвенник и подвиж­ник, преподобный Дионисий. Однажды на Пасху он, пре­исполненный светлой радости, вошёл в пещеры, где по­коились останки почивших монахов, и воскликнул: «Отцы и братия, Христос воскресе!» - и услышал в ответ громо­вое многоголосие: «Воистину воскресе!» Скажете: тако­го не бывает. Что ж, есть ещё один случай из более близкого времени. Случилось это в тридцатые годы XX века. Тогда было модно устраивать диспуты верующих с атеистами. Проходили они почти всегда по одному сце­нарию. Сначала выступал лектор-атеист, затем предлага­лось выступить верующим. Не часто находились желаю­щие рискнуть жизнью, так как арест и последующее ис­чезновение в преисподней советских концлагерей были неотвратимы. Но иногда случались и промашки. Вот о таком случае я и хочу рассказать. Лекция начиналась как обычно. В течение двух часов лектор громил религию,

Бога и верующих. Речь его была самоуверенной и не терпящей возражений, она изобиловала иронией и сар­казмом. Закончив и будучи уверенным, что возражаю­щих не найдётся, он предложил выступить желающим. И желающий нашёлся. Это был старенький священник. Ког­да он поднялся на сцену, председатель сообщил, что ввиду обширного доклада предыдущего оратора он может дать на возражение не больше десяти минут. Батюшка улыб­нулся и сказал: «А мне так много и не надо, мне три слова сказать, - и, повернувшись к залу, он громко вос­кликнул: - Братия, Христос воскресе!» - и услышал в ответ громовое многоголосие зала: «Воистину воскре­се!» Интересно, что ждавшие старого священника на вы­ходе чекисты так его и не дождались. Ходила молва, что это был сам святитель Николай Чудотворец.

Дивны дела Твои, Господи. Слава тебе, Боже, распя­тому за грехи наши и открывшему нам Вечность Своим воскресением, Слава Тебе.

Автор: 

Дата публикации: 

19/04/2006

Метки: