Великий Пост

Христианская жизнь немыслима без подвига. То есть того усилия, которое принимает христианин, руководи­мый Духом Святым, чтобы избавиться от рабства греху и господства страстей.

Чтобы жить во Христе, по Его заповедям, и закон­чить свой жизненный путь исходом в Царствие Небес­ное. Ведь что есть жизнь человека? «Семьдесят лет аще в силах восемьдесят, умножая болезни и печали», - так об этом писал пророк Давид.

А ведь многие и до этого не доживают. И оказывают­ся перед лицом Вечности. Что же ждёт их там? Наивно предполагать, будто человек автоматически попадёт в ка­кое-то светлое место, окажется в состоянии блажества. Здесь всё зависит от того, с каким багажом перейдёт душа границу миров. И если человек взращивал в своей душе семена безразличия и равнодушия, загрязнял её грехами и страстями, то именно такой лик, хотя нет, личина, запечатлеется в Вечности. Всю жизнь он говорил Богу: «Отой­ди от меня, ты мне не нужен. Не мешай мне жить, как я хочу, не лезь ко мне со своими заповедями. Хотя, если ты окажешь мне помощь в моём деле, бизнесе, карьере, при­бавишь мне чуточку здоровья, что ж, я, в принципе, не против. Я ведь не богоборец, я не рушу храмы и не пре­следую верующих. Я даже готов признать, что нечто там (многозначительный взгляд в потолок) есть. Да вот только дела до этого у меня никакого нет, как, впрочем, и време­ни». Вот это НЕТ, сказанное Христу при жизни, прозвучит там, где душа предстанет перед лицом Спасителя. И это не будет образ строгого и справедливого Судии. Нет, тогда перед каждым человеком, веровавшим и не веровавшим, во всей силе и яркости откроется безграничная Любовь Божия. Великий подвиг Христов, Его потрясающее само­отвержение ради спасения человечества. Таким образом, не Бог отвергает человека, а человек, оказавшись перед лицом Божественной Святыни, сам или воссоединится с Ним, или, напротив, ниспадёт в бездну. И всё это зависит уже не от его произволения, а от того духовного состоя­ния, которое явилось результатом всей его земной жизни.

Какова же вечная участь тех, кто не старался жить по Евангелию, проводил жизнь в нерадении и беспечности, не видел своего греха и не боролся с ним. Здесь уместно привести слова известного сподвижника XX века игумена Никона (Воробьёва): «Страсти, в тысячу раз сильные, чем на земле, будут как огнём палить тебя, без какой-либо возможности утолить их». Возьмём, к примеру, такую, на первый взгляд, незначительную привычку как курение. Многим известно выражение: «Курить хочется, аж уши пухнут». Мне, кстати, по долгу службы приходится бывать в исправительном учреждении в Суражевке. Мне расска­зывали, до какой низости в отношении самого себя может дойти человек, лишь бы сделать вожделенную затяжку. Или мужчина, который сгорает от любовной страсти. Он готов на всё, лишь бы обладать предметом своего вожде­ления. Но здесь, на земле, со страстями и грехами ещё можно бороться. Вот я заснул — и все мои страсти засну­ли. Прошло время, и страсть улеглась. Но после смерти человек, освобождённый от телесности, оказывается пе­ред лицом их полного действия. Проявлению страстей уже ничто не мешает, и сон не отвлекает, и усталость не гасит. Корень греха и страстей находится в душе, и со смертью тела они не исчезают. С ними человек выходит из этого мира. Таким образом, соответственно степени нашего доб­ровольного согласия на грех, добровольного подчинения ему — уже он приносит нам страдания, поскольку у чело­века нет какой-либо возможности утолить его!

Есть и другая сторона этих знаний. Загробный мир — это мир истинного Света, в котором откроются все наши грехи, сделанные даже в помыслах, перед лицом друзей, родных и знакомых. Отроется даже то, в чём мы боялись признаться самим себе.

Вот почему Церковь, как любящая Мать, непрестанно напоминает: «Помни, человек, ты бессмертен, а значит, готовься к бессмертью».

Пост и является вернейшим способом такой подго­товки. Он представляет собой одно из самых действен­ных орудий в нашей духовной борьбе. «Он смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, облегчает тело, устраняет невоздержание» (Свт. Иоанн Златоуст). Сам Христос ука­зал на необходимость поста для Его последователей (Матф. 9: 14-15). Из книги деяний мы видим, как это Слово Гос­пода исполнилось в жизни Его Апостолов и первых хри­стиан. (Деян. 13: 2-3; 14: 23).

Великий пост, предваряющий Пасху, установлен Цер­ковью в воспоминание и по образу 40-дневного поста, ко­торый предпринял Сам Иисус Христос перед началом Сво­его служения для искупления рода человеческого. В этом году он проводится до 23 апреля, когда Православная Цер­ковь будет праздновать Светлое Христово Воскресение. Попробуем же провести это время в воздержании тела, воздержании чувств, воздержании мысли, в понуждении себя к молитве, посещению храма, к чтению Слова Божия. Постараемся — по заповеди Божией — примириться с вра­гами, не отвечать злом на зло, никого не осуждать даже в мыслях и ни на кого не гневаться. Соберёмся, наконец, на Исповедь и на Святое Причастие. Очистим хоть немножко свою душу и приготовимся встретить в ней Воскресшего Христа. И чем чаще будут происходить эти встречи, чем дольше сможем мы удерживать Благодать, принесённую спасителем, тем вернее наше упование и надежда, что ког­да душа оставит бренное тело и перейдёт в мир иной, там уже сам Господь встретит её.

Дай Бог, чтобы в момент этой самой главной встречи услышать нам слова, с которыми Спаситель обратится к тем, кто прилагал усилия «Царство Небесное силою Бе­рётся, и прилагающий усилие восхищает его» (Матф. 11: 12) — «Радость Моя в вас прибудет, и радость ваша бу­дет совершенна» (Ин. 15: 11). «И радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16: 22). Аминь.

Автор: 

Дата публикации: 

15/03/2006

Метки: