Соборование

"Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Цер­кви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и вос­ставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему." (Иак. 5,14-15).

Среди основных семи церковных таинств есть таин­ство, специально предназначенное для помощи нам на жизненном пути. Это таинство Соборования или елеос­вящения. Указание на его Божественное установление мы находим в Священном Писании. После избрания 12 апостолов Спаситель, посылая их проповедовать Царствие Божие, дал им власть, т.е. благодать или право "целить всяк недуг и всяку болезнь" и повелел им применять эту власть, и подавать исцеления болящим, сказав: "Боля­щих исцеляйте" (Мф. 10.1,8). Св. Апостолы, как свиде­тельствует евангелист Марк, "проповедовали, да покают­ся... и многих больных мазали маслом и исцеляли" (Мк. 6,7-13). Об этом же в своём послании говорит и апостол Иаков (см. эпиграф). Вот тот Божественный источник, из которого произошло и оформилось таинство Соборова­ния или Елеосвящения (елей по-гречески - масло). В чём оно заключается? Внешне - в семикратном помазании освященным елеем и молитвенном призывании Бога. Семь раз читаются отрывки из Евангелия о чудесах, совершён­ных Христом, и семь раз - апостольские толкования. Мо­литвенное призывание святых угодников Божиих делает Таинство ещё более полным. Они, предстоя перед Пре­столом Господним, молятся о нас, о нашем здравии ду­шевном и телесном, о прощении и оставлении грехов.

Нынешнее наше земное состояние глубоко ненормаль­но. Вся природа человека, и душа, и тело поражены гре­хом. Поэтому мы смертны и умираем. "Сделанный грех рождает смерть" (Иак. 1,15). Но человек был создан со­вершенно не таким, каков он сейчас, не с тем разумом, волей, не с теми чувствами. В нём не было тех болезней, которым он теперь подвержен, того оброка смерти, кото­рый вынужден платить каждый. Почему же человек стал таким? Потому, что так сам распорядился своей свобо­дой, не захотел исполнить своё предназначение, ради которого был вызван из небытия. Не захотел жить в един­стве с Богом, пребывать в благодатном общении с Ним. Каждому человеку дана возможность выбора, он сам из­бирает цель и назначение своей жизни. И когда он в грехе отпадает от Бога, то сам калечит себя и становится виноват во всех своих несчастиях, в том числе и болез­нях телесных. Поэтому Библия и указывает на грех как на главный корень всякой болезни человеческой. Поэто­му нет никаких "сглазов" и нет никаких "порчей". Святи­тель Иоанн Златоуст, один из величайших учителей цер­кви, разговоры о подобных вещах назвал "бреднями пья­ных и невежественных старух и детскими пугалками". Все наши житейские напасти и телесные недомогания суть следствия наших собственных грехов.

Стало быть, чтобы избавиться от болезней, которые так терзают современного человека, надо избавиться от греха. Слова "исцеление", "целый", "целомудрие" - однокоренные. Исцелён тот, кто стал целым, целомудрым, у кого душа, тело и дух стали на путь Истины. Если ис­правлена душа, то и тело получает совершенное врачева­ние. И Господь, и святые ученики Его исцеляли людей из великой милости и человеколюбия своего. Но на первом месте для них всегда оставалась забота о вечном, о буду­щей судьбе каждого страждущего.

Поэтому Таинство Соборования очень близко по смыс­лу к Таинству Покаяния - это похоже на глубокую пол­ную исповедь. Отличает их то, что в покаянии душа чело­века очищается от тех грехов, которые он на исповеди обличил, то есть исповедал перед лицом Божиим. А в Таинстве Соборования исцеляются те греховные язвы, которые по забвению или по неведению, а не по утаива­нию не были очищены исповедью.

Следует также помнить то, что заботиться следует прежде всего о состоянии души, а потом уже о здравии тела. Поэтому к Таинству нельзя подходить как к некой особой медицинской процедуре, которая непременно дол­жна принести мгновенную, ощутимую пользу, хотя и та­кие случаи довольно часты. Тем не менее польза безус­ловно будет, но прежде всего духовная.

Ну и, конечно, Елеосвящение, как духовное врачество, будучи принято недужным, не отменяет употребле­ние естественных средств, данных Господом для враче­вания наших болезней. И после соборования необходи­мо приглашать врачей, принимать лекарства и другие меры для выздоровления. Премудрый сын Сирахов поучает так: "Сын мой, в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце.. И дай место врачу, ибо и его создал Господь, чтобы подать больному облегчение и исцеление к продолжению жиз­ни". (Сир. 38, 9-14).

Велика духовная и физическая сила Таинства Собо­рования, которое повсюду распространено уже с первых веков христианства. Получив от Господа власть исцелять всякую болезнь и немощь, апостолы многих больных по­мазывали маслом и исцеляли (Мк. 6-13). Апостольское преемство никогда не прекращалось в Православной Цер­кви. Поэтому и мы можем приступить к этому таинству "молитвы веры". И если обычно Соборование соверша­ется только для серьёзно больных, то Великим Постом - для всякого верующего. Да и кто из нас может похвас­таться абсолютным здоровьем?

В нашем храме Соборование совершается по вторникам и четвергам, в 10 часов - утром и в 18 часов - вечером. С собой нужно иметь растительное масло (лучше очищен­ное) и немного любой крупы.

Автор: 

Дата публикации: 

15/03/2006

Метки: