Дева днесь Предвечного рождает,
И земля вертеп Неприступному приносит,
Ангелы с пастырями славословят,
Волхвы же со звездою путешествуют.
Нас бо ради родися Отроча младо Предвечный Бог.
(Из песнопений праздничного богослужения).
Вот уже более двух тысяч лет свет Вифлеемской звезды указывает нам путь спасения, дорогу к вере. Каждому Господь расставляет на его пути знаки. Надо только суметь не пройти мимо. Заметил их человек или свернул в сторону? А может, не захотел обратить внимание? Сегодня ведь открыты двери православных храмов, есть возможность прочесть Евангелие и творения отцов Церкви, прийти к священнику и получить ответы на вопросы. Нельзя оправдывать своё неверие отсутствием религиозного воспитания с детства. Такому человеку, по словам Христа, не будет извинения и оправдания на Божием суде: «Если бы я не пришёл и не говорил им, то не имели бы греха: а теперь не имеют извинения во грехе своём» (Ин. 15,22).
В московской семинарии в семидесятые годы произошёл замечательный случай. Юноша на вступительном собеседовании не смог ответить ни на один вопрос. Он не знал «Отче наш», не имел представления о «Символе Веры». Литургия и вообще богослужение явно не касались его жизни. Наконец измученный экзаменатор спрашивает его: «Ну, хорошо, но хоть что-нибудь ты знаешь?» И в ответ абитуриент вдруг начинает наизусть читать отрывок из Евангелия от Иоанна, отрывок без сюжетного начала и конца. «Что это?» - спрашивают его. «Не знаю. Я просто стоял на остановке и долго не было автобуса. И вдруг ветром к моим ногам поднесло листок бумаги. Там было написано это. Когда я прочитал, то понял: всё это — правда!» Его ответ был сочтён достаточным. Вот пример того, как человек увидел и не проигнорировал знак, посланный Богом.
Но как часто люди ищут Христа только ради получения от Него «гуманитарной помощи» в виде поправления здоровья или устроения дел. Как редко мы приходим к Нему, чтобы просто сказать из глубины сердца: «Ты знаешь, Господи, я понял: я не сам пришёл в мир, а Ты привёл меня сюда, Ты подарил мне жизнь, и поэтому по праву благодарения моя жизнь принадлежит уже не мне, а Тебе». В Евангелии повествуется о волхвах (персидских мудрецах), которые подставили себя под смертельную угрозу не для того, чтобы что-то получить от Младенца Христа, а лишь для того, чтобы передать Ему собственные дары. Они, разыскивая Христа, спрашивали на улицах Иерусалима: «Где родившийся Царь Иудейский?». Читая Священное Писание, легко не заметить дерзости этого вопроса, он кажется вполне уместным. Но вот святитель Иоанн Златоуст так объясняет этот момент. Ирод, в то время правивший Иудеей, не имел прав на престол и к власти пришёл с помощью римлян. Как всякий узурпатор, он боялся за свою власть, повсюду подозревая заговоры. Это о нём римский император Август язвительно заметил, что в стране Ирода безопаснее быть свиньёй, чем царским сыном. Ведь свиней иудеи в пищу не употребляли, а Ирод безжалостно убивал своих сыновей, если только у него возникали подозрения, что они сами хотят скорейшего своего воцарения. Так вот, интересоваться в Иерусалиме: «Где родившийся Царь Иудейский?» - столь же «безопасно», как в Москве в 1937 году на Красной площади спрашивать прохожих: «Где нам найти нового правителя Советского Союза?».
В последнее время очень много сказано о том, что Вера приносит с собой душевный мир и спокойствие. Но как примирить эти великие банальности с такими свидетельствами: «У Христа — у Креста», «Значит — Бог в мои двери, раз дом — сгорел». Первое — русская пословица, второе — строка из Марины Цветаевой. Когда человек всем сердцем обращается к Богу? Когда ему становится плохо, когда нежданная скорбь, болезнь или душевная мука вырывают его из привычной круговерти, житейской суеты, заставляют задуматься о вечном, о жизни и смерти, о смысле своего бытия. Приходит беда, и человек начинает недоумевать: «За что мне это, за что Бог наказывает меня, ведь я не грабил и не убивал?» - и не находит ответа. Почему? Потому что неверно ставит вопрос. Не за что, а для чего — вот верная формула вопроса о причинах постигшего меня несчастья. Для обретения истинной Веры. Веры не как знания о том, что там (многозначительный взгляд в потолок) что-то есть, а Веры как Доверия Богу, Желания идти за Ним, хотя бы это грозило лишением привычного житейского комфорта и благополучия. Веры, которая позволяет, подобно евангельским волхвам, принести Творцу самый великий дар, который Он ждёт от нас. Дар Любви, рождённой в свободном сердце. Эта любовь преображает человека, делает его Человеком с большой буквы, таким, каким он был задуман Богом. Ведь возьмите слово «человек» и разберите его. Что получится? Чело и век (то есть вечность). Так вот когда чело наше, мысли, стремления обращены в вечность, к Богу, тогда только мы и приобретаем полноту Чело-Вечности. Так, как влюблённому не надо доказывать, что раз в неделю он должен ходить на свидание к любимой, так и человеку, полюбившему Бога, не надо напоминать, что, оказывается, есть такая неуютная заповедь как «Шесть дней работай, а седьмой Господу Богу Твоему». Тогда посещение храма становится не тяжкой обязанностью, на которую вечно нет времени, а дивной привилегией, ради которой готов пожертвовать несколькими часами отдыха. Ежедневная молитва и чтения Слова Божия уже не требование церковной дисциплины, а потребность любящего сердца. Да. Вера приносит свет и радость, она приносит Пасху. Но Пасху предваряет тайна Креста. Миновать её нельзя, иначе и Рождество потеряешь, и Пасху не обретёшь. Поэтому через два тысячелетия истории православной церкви проходит ощущение, которое святые отцы объяснили такими словами: «В раю не распятых нет».
Да, сегодня трудно идти крестным путём Христа, но когда было легко? И вчера, и сегодня, и в будущем жизнь во Христе, по Его заповедям — это единственный ответ на вызовы современной цивилизации. Как и две тысячи лет назад, человек стоит перед выбором: или вместе с волхвами пойти ко Христу, или включиться в гонку за богатством, славой, успешной карьерой, наслаждением любой ценой и любыми средствами. Пойти не за путеводным Светом Вифлеемской звезды, а за блуждающими во тьме демонскими огоньками.
Минувший год принёс нам много испытаний и скорбей. И всё же православный человек понимает, что испытания посылаются нам для вразумления и покаяния. Чтобы народ наш осознал наконец необходимость обретения искренней, горячей веры, отказа от теплохладного равнодушия и окаменённого нечувствия. Тогда исполнятся слова святителя Филарета Московского: «Наша немощь восполнена будет силой Божией, наша неправда изглажена будет правдой Божией, наша тьма просветится светом Божиим, наша смерть упразднена будет жизнью Божией».
По милости Божией мы вновь встречаем праздник Рождества Христова. Светлая и трепетная радость наполняет душу, вселяет надежды на то, что Господь поможет нам противостоять злу, греху и человеческому несовершенству. Две тысячи лет назад исполнилась, наконец, полнота времён, в мир пришёл давно ожидаемый Спаситель. Он родился в Вифлееме, «городе хлебном», чтобы стать для нас Хлебом Жизни; «чтобы мы получили жизнь через Него» (1 Ин. 4,9). Вот как пишет об этом удивительном событии один из величайших учителей церкви Григорий Богослов: «Христос рождается: славьте! Христос с небес - выходите на встречу! Христос на земле — веселитесь! Рассеивается тьма и является свет, Сын Божий становится Сыном Человеческим. Сие празднуем ныне — пришествие Бога к человекам, чтобы нам возвратиться к Богу».
Итак, будем праздновать не пышно, не по мирскому. Не будем вдаваться в козлогласования и пьянство. Не будем устраивать роскошные трапезы в угождение чреву. Не будем стараться превзойти друг друга невоздержанностью тогда, когда другие терпят нужду. Предоставим язычникам служить божеству чревоугодия. Но если чем должно насладиться нам — насладимся Словом Божиим в храме Господнем. Распнемся со Христом — да с Ним и воскреснем!»
Пусть же Свет Рождественской Вифлеемской звезды наполнит наши дома радостью, любовью, миром Христовым, и Его благой волей, о которой пели ангелы: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение!»