Мистика земного времени

Вот и пришёл светлый праздник Рождества Христо­ва, и вновь слышны недоуменные вопросы: "Почему мы празднуем Рождество после Нового года?" Вот ведь у католиков как всё удобно, сначала Рождество, а затем новогодние торжества. У нас же наоборот на Новый год выпадают две самые значимые, богатые духовными пере­живаниями недели. В результате этого человек оказыва­ется на распутье. С одной стороны хочется повеселиться на Новый год, а с другой не хочется терять тот духовный багаж, который уже собирался в течение месяца. И даже люди, которые совсем не постились, но всё-таки с ува­жением относящиеся к церкви, испытывают некоторую неловкость. Почему же церковь упорно держится за ста­рый стиль Юлианского календаря и не желает менять время празднования Рождества Христова? Что ж, давай­те попробуем разобраться.

Я не случайно написал в эпиграфе статьи, что слова календарь происходит от латинского слова, означающе­го долговую книгу. Дело в том, что время дано нам Бо­гом в долг, и после смерти нам придётся дать ответ, как мы распорядились им, на что потратили вверенное нам богатство. Церковь учит нас, что время - это условие становления личности. Дар свободной воли - это воз­можность богоподобия - "Будьте совершенны как совершенен Отец ваш Небесный" (Мф. 5-48). Но для его про­явления необходимо время как после действия. Церков­ный богослужебный календарь формировался столетия­ми. Это священная история прошлого и будущего, это время от сотворения мира до Страшного Суда. Церковь и её богослужебный календарь - это Библия в действии. Кроме того юлианский календарь основан на трёх ори­ентирах - солнце, луне и звёздах, в отличие от светского григорианского, который пошёл по пути упрощенниче­ства. Из космических ориентиров он оставил только сол­нце.

Календарь же Церкви включён в космос, что соответ­ствует конечной цели христианства - преображению че­ловека, а через него и всей вселенной. Православный христианин, живя по церковному календарю, включаясь в круг богослужений, начинает воспринимать время не как нить, убегающую вперёд, а как преддверие вечности. В вечности будут отсутствовать прошедшее прошлое и не наступившее будущее, как негативы бытия. В вечности будет движение, но не как поглощение будущего про­шлым, а как раскрытия вечности в неведомых пока нам глубинах и измерениях. Поэтому, кстати, церковь празд­нует память святых людей не в день их рождения, а в день их успения - перехода к полноте бытия. Неудивитель­но, что Россия, подавляющее число граждан которой были православными, жила по юлианскому церковному календарю, когда Новый год праздновался как раз после Рождества. Причём это не мешало ей входить в пятёрку самых развитых стран мира, а по темпам промышленного развития опережать таких экономических гигантов как Германия, Великобритания и Франция. И лишь с началом богоборческих гонений на христиан в 1918 году про­изошла замена юлианского календаря на григорианский.

Представьте, разгар междоусобной бойни, так назы­ваемой гражданской войны, страна в разрухе, от голода умирают миллионы людей, до календарных ли тут пере­мен. Но нет, ненавистники Церкви знали, что, лишая её возможности жить по богослужебному календарю, они лишают её фундаментальной основы. Но, слава Богу, что святая церковь, водимая Духом Святым, через кровь со­тен тысяч своих сыновей и дочерей отстояла право жить по своему измерению времени. Мне могут возразить, что незачем ворошить прошлое, держаться старых традиций, ведь сейчас иное, новое время. Всё так, но не будем забывать мудрое изречение о том, что народ, забываю­щий прошлое, прозябает в настоящем и не имеет буду­щего. К тому же современная ситуация заставляет человека быть ответственным. Нам предлагается выбор, что важнее для нас - верность Матери-церкви или рабство плоти.

Ведь основной аргумент в пользу переноса Рожде­ства - это возможность праздновать Новый год вне рож­дественского поста. Кроме того, в конце декабря все СМИ уже переполнены радостными восклицаниями и поздрав­лениями с Новым гадом, простите, годом. На свет Божий вылазят всевозможные крысы, свиньи, обезьяны всех цветов радуги. И в этой суете и мельтешении трудно бу­дет расслышать тихую Рождественскую песнь: "Дева днесь Пресущественного рождает, и земля вертеп неприступ­ному приносит, ангелы с пастырями славословят, волхвы же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо - Предвечный Бог".

Автор: 

Дата публикации: 

14/01/2004

Метки: