Молись Богу! От Него победа,
Он наш генерал, Он нас в атаки водит!
Генералиссимус А.В. Суворов.
Тысячелетняя история Россия неотделима от славного пути её Вооружённых Сил. Окружённая многочисленными врагами, она почти не знала мирного времени, отражая практически непрерывные нашествия. С Востока и Юга - орды степных кочевников, с Севера и Запада - шведы, немцы, поляки, венгры, литовцы. Порой русскому народу приходилось отбиваться со всех сторон одновременно. Оглядываясь на эту историю, мы становимся свидетелями титанической борьбы многих поколений наших предков, чьё мужество и воинская доблесть вывели Россию в число великих мировых держав. У каждого народа есть свои заветные имена, которые не забываются. И разве удивительно, что у нас в России имена эти принадлежат, как правило, людям, не щадившим жизни своей, сражаясь за Родину. Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Пересвет, Иван Сусанин, Кутузов, Суворов, Жуков и Матросов. Все они - и прославленные полководцы, и рядовые солдаты - являют нам облик народных героев, они, как звёзды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, являя собой образец жертвенного служения своему Отечеству.
Именно поэтому многие века нравственным идеалом для русского человека были воин-защитник Отечества и монах-молитвенник за Отечество. Вот как размышляет об этом И.А. Ильин: "Воин, как носитель меча, нуждается в монахе, как в источнике нравственной чистоты и религиозной умудрённости. Здесь он приобщается благодати и получает силу для подвига, укрепляет совесть, проверяя цель своего служения, и очищает душу. И самый меч его становится огненной молитвой". Такой Дмитрий Донской у преподобного Сергия перед Куликовской битвой. Монах же, как хранитель чистоты и праведности, приобщается через воина к миру, к его страданиям и борьбе. Монах не отрешается и не замыкается в своей праведности, он берёт и строит её не для себя, он не отвёртывается от зла и злых обстояний, но вступает в борьбу с ними, становясь соратником воина, разделяя его страдания, благословляя и осмысливая его подвиги. Монах выступает как бы ангелом-хранителем воина, и самая молитва его уподобляется огненному мечу. Таков прп. Сергий, благословляющий Дмитрия Донского и дающий ему в спутники двух иноков-богатырей - Пересвета и Ослябю.
Монах, принимающий постриг, осознанно отказывается от жизни для себя - его жизнь принадлежит Богу. Воин, принимающий присягу, также осознанно отказывается от жизни для себя - его жизнь принадлежит России. Но вот что интересно, как писал французский философ Л. Болье: "У русских невозможно отделить понятие Церкви от понятия Отечества". А немецкий мыслитель А. Рильке об этом же сказал так: "Все страны граничат между собой, а Россия с Богом". Поэтому, защищая Отечество, мы защищаем и Церковь, которая есть "Столп и утверждение истины" (1 Тим. 3,15), хранительница правды Божией на земле. Родина - это ведь не просто поля и берёзки. Родина - это прежде всего тысячелетние святыни народа, за которые не жалко и жизнь отдать. Это места, где человек предстоит перед Богом, душа соприкасается с Вечностью. Всё это и делает защиту Родины, которую, как и мать, не выбирают, воистину священным долгом каждого. Для сего и рождён мужчина. И лишь потеря этого сакрального, онтологического смысла делает воинскую службу обременительным неудобством, от которого нужно, прилагая максимум усилия, "откосить". И человек, уклоняющийся от армии, это уже предатель, совершающий тяжкий грех перед Родиной и перед Богом, ибо отказывается от той заповеди любви, больше которой нет ничего: "Как если кто положит душу свою за други своя" (Ин. 13, 15).
Всё пережила Русь, всё вынесла, потому что крепко держалась за Крест Христов, потому что искала помощи у алтарей Божиих храмов, у гробниц святых угодников - молитвенников за землю русскую. Потому что помнила и нерушимо хранила завет своего равноапостольного князя-просветителя любить и до последней капли крови защищать святую веру, жить так, чтобы в жизни святилось Имя Божие, чтобы не на словах только быть нам Русью Святой. Наша Родина жила и будет жить при одном условии: если у неё будет Православная Церковь - хранительница её души и Русская Армия - хранительница её тела. Россия - единственная страна, обладающая таким Божиим даром. Во многих других армиях любят свою страну только по сговору, за деньги, положенное время - по контракту. Русскому воину такое понятие чуждо. Поэтому, делая нашу армию наёмной (контрактной), её лишают духовной составляющей - служения Отечеству - и полностью изменяют её природу. Наёмник за лишнюю сотню долларов воткнёт штык в землю, а то и вовсе перейдёт на сторону того, кто заплатит больше. Вот как об этом свидетельствует Священное писание: "Наёмник бежит, потому что наёмник есть" (Ин. 10, 13).
Вся мировая история свидетельствует, что ввод наёмных армий всегда предшествовал гибели тех государств и народов, которые обращались к услугам наёмников. Вспомним Древнюю Грецию. Всем известно военное государство Спарта с её идеалом любви к Родине. Со щитом или на щите - победа или смерть - вот лозунг спартанцев. Спортивная и военная доблесть ценились у них превыше всего. Так вот, в начале духовной, а затем и государственной гибели Спарты там появился профессиональный спорт и наёмная армия. В период Пелопонесской войны Спарта и Афины, воевавшие между собой, пришли к закату, так как с обеих сторон сражались только наёмники, отличавшиеся особой жестокостью. Мне могут возразить, что это, мол, седая языческая древность.
Что ж, возьмём более свежий пример - христианский Константинополь. Когда он был осаждён турками, город вышли защищать только десять тысяч наёмников-легионеров. Ни один житель не отважился с оружием в руках защищать свою независимость. Все занимались торговлей да заботились о том, как сохранить свои богатства. Они с надеждой ждали венецианского флота, обещанного папой римским. Но флот не пришёл, папа в очередной раз обманул, наёмники были разбиты, население вырезано и продано в рабство. В новое время Наполеон признавал, что в Европе он достиг побед в основном благодаря тому, что большинство европейских стран опиралось на наёмные войска. И только Русская Армия, крепкая своими служивыми чудо-богатырями, одержала победу, посрамив кичливого француза.
Конечно, наёмные профессионалы экстра-класса могут блестяще выполнить единичную операцию, тактическую задачу. Но им не под силу будет выполнение задач стратегических, требующих длительного напряжения духа и жертвенных усилий. Великий русский полководец А.В. Суворов в "Науке побеждать" так сформулировал шестой закон войны: "Топор мал да удал: великое дерево валит! Срубишь дерево, упадут и ветви". Если мы сейчас перерубим ствол воинского служения Отечеству, ветви наёмных частей сами отсохнут.
Знаю, знаю, что мне скажут борцы за общечеловеческие ценности. "Полноте, батюшка, что это вы нагнетаете напряжённость, какой-то вы весь нетерпимый и непримиримый. Нет у нас никаких врагов, ничто нам не угрожает". Увы, реалии XXI века показывают, что угроза есть, и не только в лице чеченских сепаратистов. Во-первых, это планы создания Великого Турана или Золотого Полумесяца, от Косово через Турцию, Кавказ, Среднюю Азию до верхнего Поволжья. В этом случае нас ждёт затяжная война на собственной территории. Вторая опасность - проблема жизненного пространства Китая, который грозовой тучей нависает над российским Дальним Востоком и Сибирью. Китайское просачивание в вымирающую Россию очень скоро может привести к этническому конфликту и резкому обострению отношений с миллиардной страной, обладающей ядерным оружием.
Таким образом, тенденции мирового развития и нынешнее состояние России предполагают отказ от чуждых российским интересам принципов (как в советском, так и в либеральном вариантах) и возвращение к традиционным ценностям православной цивилизации, применённым к задачам сегодняшнего дня. При этом сохраняя уважительное отношение, в случае сотрудничества в деле укрепления российской государственности, к таким традиционным религиям, как Ислам и Буддизм.
Только когда всё общество будет пронизано идеей воинского служения Отечеству, в армии будут изжиты уголовные нравы, будут воссозданы воинское братство древнерусских дружин и офицерская аристократическая этика. А девушки снова будут мечтать выйти замуж за человека в погонах. Иного пути нет.
Предки завещали нам Великую Веру и Великую Державу. Вера, как видим, во многом оскудела, и внешним символом этого процесса стала оскудевшая территориально, материально, населением Держава наша. Значит, нужно возрождать тот дух, который позволил России пережить бесчисленные беды и напасти. Хочешь мира - готовься к войне. Если мы хотим избежать войны, мы должны перестать провоцировать её своей слабостью. Предвижу недоумение возможных оппонентов: "Дескать, как же так, ведь Господь запретил отвечать злом на зло, дал заповедь подставить левую щёку, если тебя ударили по правой". Так вот, сам Господь поступил иначе. Когда на суде у первосвященника дерзкий раб ударил Спасителя по лицу, Христос не подставил лицо для второго удара, но строго обличил нечестивца: "Если я сказал зло, свидетельствуй о зле, а если добро, то почему бьёшь меня?" Просто не надо понимать эту заповедь буквально. Здесь речь идёт о прощении личных обид. Если тебе злословят, не отвечай, если тебя оклеветали, не отвечай клеветой. Но если затронута честь твоих близких, честь Родины, если кто-то хочет надругаться над святынями твоего народа, тогда вступает в силу другая заповедь: положи душу за други своя. Причём с оружием в руках, как об этом сказано в Евангелии: "Не мир пришёл принести Я, а меч" (Мф. 10,34). Отсюда родились строки русского поэта А. Акимова:
Не мир Господь нам принёс, но меч,
Так будем верны мечу,
И, чтобы от ворога Русь уберечь,
Встанем плечом к плечу.
Иначе Родину не спасти -
Всё ныне легло на кон.
Не мир Господь нам принёс, но меч - запомни этот закон.
Зная этот закон, командир подлодки, такой же, как "Курск", на вопрос журналиста: "Ну что, теперь пойдёте в море?" - ответил: "Теперь в море пойду как никогда". Зная этот закон, офицеры, попавшие в Грозном в плен, на вопрос: "А умрёте за Христа?", не задумываясь, ответили: "Запросто". Зная этот закон, шестая десантная рота Псковской дивизии, единая в своём духовном порыве, полегла в неравной битве за Отечество, став навечно ротой Славы России. Погибшим - вечная память, живым - честь, русскому оружию - Слава!