Жизнь - Родине, Душу - Богу

Молись Богу! От Него победа,
Он наш генерал, Он нас в атаки водит!

Генералиссимус А.В. Суворов.

Тысячелетняя история Россия неотделима от славно­го пути её Вооружённых Сил. Окружённая многочислен­ными врагами, она почти не знала мирного времени, от­ражая практически непрерывные нашествия. С Востока и Юга - орды степных кочевников, с Севера и Запада - шведы, немцы, поляки, венгры, литовцы. Порой русско­му народу приходилось отбиваться со всех сторон одно­временно. Оглядываясь на эту историю, мы становимся свидетелями титанической борьбы многих поколений на­ших предков, чьё мужество и воинская доблесть вывели Россию в число великих мировых держав. У каждого народа есть свои заветные имена, которые не забывают­ся. И разве удивительно, что у нас в России имена эти принадлежат, как правило, людям, не щадившим жизни своей, сражаясь за Родину. Александр Невский, Дмит­рий Донской, Александр Пересвет, Иван Сусанин, Куту­зов, Суворов, Жуков и Матросов. Все они - и прослав­ленные полководцы, и рядовые солдаты - являют нам облик народных героев, они, как звёзды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, являя со­бой образец жертвенного служения своему Отечеству.

Именно поэтому многие века нравственным идеалом для русского человека были воин-защитник Отечества и монах-молитвенник за Отечество. Вот как размышляет об этом И.А. Ильин: "Воин, как носитель меча, нуждает­ся в монахе, как в источнике нравственной чистоты и религиозной умудрённости. Здесь он приобщается бла­годати и получает силу для подвига, укрепляет совесть, проверяя цель своего служения, и очищает душу. И са­мый меч его становится огненной молитвой". Такой Дмит­рий Донской у преподобного Сергия перед Куликовской битвой. Монах же, как хранитель чистоты и праведности, приобщается через воина к миру, к его страданиям и борьбе. Монах не отрешается и не замыкается в своей праведности, он берёт и строит её не для себя, он не отвёртывается от зла и злых обстояний, но вступает в борьбу с ними, становясь соратником воина, разделяя его страдания, благословляя и осмысливая его подвиги. Монах выступает как бы ангелом-хранителем воина, и самая молитва его уподобляется огненному мечу. Таков прп. Сергий, благословляющий Дмитрия Донского и да­ющий ему в спутники двух иноков-богатырей - Пересвета и Ослябю.

Монах, принимающий постриг, осознанно отказыва­ется от жизни для себя - его жизнь принадлежит Богу. Воин, принимающий присягу, также осознанно отказы­вается от жизни для себя - его жизнь принадлежит Рос­сии. Но вот что интересно, как писал французский фило­соф Л. Болье: "У русских невозможно отделить понятие Церкви от понятия Отечества". А немецкий мыслитель А. Рильке об этом же сказал так: "Все страны граничат между собой, а Россия с Богом". Поэтому, защищая Отечество, мы защищаем и Церковь, которая есть "Столп и утверж­дение истины" (1 Тим. 3,15), хранительница правды Бо­жией на земле. Родина - это ведь не просто поля и бе­рёзки. Родина - это прежде всего тысячелетние святыни народа, за которые не жалко и жизнь отдать. Это места, где человек предстоит перед Богом, душа соприкасается с Вечностью. Всё это и делает защиту Родины, которую, как и мать, не выбирают, воистину священным долгом каждого. Для сего и рождён мужчина. И лишь потеря этого сакрального, онтологического смысла делает во­инскую службу обременительным неудобством, от кото­рого нужно, прилагая максимум усилия, "откосить". И человек, уклоняющийся от армии, это уже предатель, совершающий тяжкий грех перед Родиной и перед Бо­гом, ибо отказывается от той заповеди любви, больше которой нет ничего: "Как если кто положит душу свою за други своя" (Ин. 13, 15).

Всё пережила Русь, всё вынесла, потому что крепко держалась за Крест Христов, потому что искала помощи у алтарей Божиих храмов, у гробниц святых угодников - молитвенников за землю русскую. Потому что помнила и нерушимо хранила завет своего равноапостольного кня­зя-просветителя любить и до последней капли крови за­щищать святую веру, жить так, чтобы в жизни святилось Имя Божие, чтобы не на словах только быть нам Русью Святой. Наша Родина жила и будет жить при одном ус­ловии: если у неё будет Православная Церковь - храни­тельница её души и Русская Армия - хранительница её тела. Россия - единственная страна, обладающая таким Божиим даром. Во многих других армиях любят свою страну только по сговору, за деньги, положенное время - по контракту. Русскому воину такое понятие чуждо. По­этому, делая нашу армию наёмной (контрактной), её лишают духовной составляющей - служения Отечеству - и полностью изменяют её природу. Наёмник за лишнюю сотню долларов воткнёт штык в землю, а то и вовсе пе­рейдёт на сторону того, кто заплатит больше. Вот как об этом свидетельствует Священное писание: "Наёмник бе­жит, потому что наёмник есть" (Ин. 10, 13).

Вся мировая история свидетельствует, что ввод наём­ных армий всегда предшествовал гибели тех государств и народов, которые обращались к услугам наёмников. Вспомним Древнюю Грецию. Всем известно военное го­сударство Спарта с её идеалом любви к Родине. Со щи­том или на щите - победа или смерть - вот лозунг спар­танцев. Спортивная и военная доблесть ценились у них превыше всего. Так вот, в начале духовной, а затем и государственной гибели Спарты там появился професси­ональный спорт и наёмная армия. В период Пелопонес­ской войны Спарта и Афины, воевавшие между собой, пришли к закату, так как с обеих сторон сражались толь­ко наёмники, отличавшиеся особой жестокостью. Мне могут возразить, что это, мол, седая языческая древность.

Что ж, возьмём более свежий пример - христианский Константинополь. Когда он был осаждён турками, город вышли защищать только десять тысяч наёмников-легио­неров. Ни один житель не отважился с оружием в руках защищать свою независимость. Все занимались торгов­лей да заботились о том, как сохранить свои богатства. Они с надеждой ждали венецианского флота, обещан­ного папой римским. Но флот не пришёл, папа в очеред­ной раз обманул, наёмники были разбиты, население вырезано и продано в рабство. В новое время Наполеон признавал, что в Европе он достиг побед в основном бла­годаря тому, что большинство европейских стран опира­лось на наёмные войска. И только Русская Армия, креп­кая своими служивыми чудо-богатырями, одержала по­беду, посрамив кичливого француза.

Конечно, наёмные профессионалы экстра-класса мо­гут блестяще выполнить единичную операцию, тактичес­кую задачу. Но им не под силу будет выполнение задач стратегических, требующих длительного напряжения духа и жертвенных усилий. Великий русский полководец А.В. Суворов в "Науке побеждать" так сформулировал шес­той закон войны: "Топор мал да удал: великое дерево валит! Срубишь дерево, упадут и ветви". Если мы сейчас перерубим ствол воинского служения Отечеству, ветви наёмных частей сами отсохнут.

Знаю, знаю, что мне скажут борцы за общечелове­ческие ценности. "Полноте, батюшка, что это вы нагнета­ете напряжённость, какой-то вы весь нетерпимый и не­примиримый. Нет у нас никаких врагов, ничто нам не угрожает". Увы, реалии XXI века показывают, что угроза есть, и не только в лице чеченских сепаратистов. Во-первых, это планы создания Великого Турана или Золо­того Полумесяца, от Косово через Турцию, Кавказ, Сред­нюю Азию до верхнего Поволжья. В этом случае нас ждёт затяжная война на собственной территории. Вторая опасность - проблема жизненного пространства Китая, который грозовой тучей нависает над российским Даль­ним Востоком и Сибирью. Китайское просачивание в вы­мирающую Россию очень скоро может привести к этни­ческому конфликту и резкому обострению отношений с миллиардной страной, обладающей ядерным оружием.

Таким образом, тенденции мирового развития и ны­нешнее состояние России предполагают отказ от чуждых российским интересам принципов (как в советском, так и в либеральном вариантах) и возвращение к традицион­ным ценностям православной цивилизации, применённым к задачам сегодняшнего дня. При этом сохраняя уважи­тельное отношение, в случае сотрудничества в деле ук­репления российской государственности, к таким тради­ционным религиям, как Ислам и Буддизм.

Только когда всё общество будет пронизано идеей воинского служения Отечеству, в армии будут изжиты уголовные нравы, будут воссозданы воинское братство древнерусских дружин и офицерская аристократическая этика. А девушки снова будут мечтать выйти замуж за человека в погонах. Иного пути нет.

Предки завещали нам Великую Веру и Великую Дер­жаву. Вера, как видим, во многом оскудела, и внешним символом этого процесса стала оскудевшая территори­ально, материально, населением Держава наша. Значит, нужно возрождать тот дух, который позволил России пережить бесчисленные беды и напасти. Хочешь мира - готовься к войне. Если мы хотим избежать войны, мы должны перестать провоцировать её своей слабостью. Предвижу недоумение возможных оппонентов: "Дескать, как же так, ведь Господь запретил отвечать злом на зло, дал заповедь подставить левую щёку, если тебя ударили по правой". Так вот, сам Господь поступил иначе. Когда на суде у первосвященника дерзкий раб ударил Спасите­ля по лицу, Христос не подставил лицо для второго уда­ра, но строго обличил нечестивца: "Если я сказал зло, свидетельствуй о зле, а если добро, то почему бьёшь меня?" Просто не надо понимать эту заповедь буквально. Здесь речь идёт о прощении личных обид. Если тебе злословят, не отвечай, если тебя оклеветали, не отвечай клеветой. Но если затронута честь твоих близких, честь Родины, если кто-то хочет надругаться над святынями твоего народа, тогда вступает в силу другая заповедь: положи душу за други своя. Причём с оружием в руках, как об этом сказано в Евангелии: "Не мир пришёл прине­сти Я, а меч" (Мф. 10,34). Отсюда родились строки рус­ского поэта А. Акимова:

Не мир Господь нам принёс, но меч,
Так будем верны мечу,
И, чтобы от ворога Русь уберечь,
Встанем плечом к плечу.
Иначе Родину не спасти -
Всё ныне легло на кон.
Не мир Господь нам принёс, но меч - запомни этот закон.

Зная этот закон, командир подлодки, такой же, как "Курск", на вопрос журналиста: "Ну что, теперь пойдёте в море?" - ответил: "Теперь в море пойду как никогда". Зная этот закон, офицеры, попавшие в Грозном в плен, на вопрос: "А умрёте за Христа?", не задумываясь, отве­тили: "Запросто". Зная этот закон, шестая десантная рота Псковской дивизии, единая в своём духовном порыве, полегла в неравной битве за Отечество, став навечно ро­той Славы России. Погибшим - вечная память, живым - честь, русскому оружию - Слава!

Автор: 

Дата публикации: 

21/02/2003

Метки: