21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы. Русская земля всегда была под особым водительством и покровом Матери Божией. Свидетельством этому являются многочисленные храмы, монастыри и иконы в Её честь, которые мы "яко звёзды небесные по всей земле нашей зрим". Рождество Пресвятой Девы есть начало спасения рода человеческого. Ещё не сам Господь Спаситель рождается, а его Пречистая Матерь, ещё не самое Солнце Правды восходит, но уже занимается предрассветная заря. Свежий, утренний ветер разносит во все концы мира благую весть (Евангелие) о скором появлении Света. Радость грядущего праздника в том, что нашёл Бог Ту, Которая явилась белоснежной лилией чистоты среди терниев страстей и грехов человеческих. Потому так сильна любовь к Ней русского православного народа, и Она отвечала на эту любовь Своим молитвенным представительством перед Господом.
Много знамений этого заступничества известно в нашей истории. Одно из них - победа, одержанная русским воинством над бесчисленной ордой Мамая на Куликовом поле в 1380 году, в субботу 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Эта победа имела судьбоносное значение. Дело в том, что нашествие Мамая резко отличалось от обычных татарских набегов, грабежей. Собираясь в поход против Москвы, он заключил союз с могущественным литовским князем Ягайло. Таким образом силы Запада и Востока объединялись для уничтожения возрождающегося русского государства. Альянс крупнейших соседей создавал угрозу полного разгрома и уничтожения Руси с разделом её земель между Великим княжеством Литовским и Золотой Ордой. Наряду с Литвой, которая издревле добивалась господства над южнорусскими землями, Мамая поддержали обосновавшиеся в Крыму генуэзские купцы. Известно, что отборную часть мамаевых войск составляла наёмная генуэзская пехота. За ними стояла католическая церковь, ос
новавшая к тому времени своё епископство в Крыму. Призыв "Дранг нах Остен" уже тогда грел сердце римским папам. Начиная с XII столетия они последовательно благословляют нашествия датчан, венгров, шведов и немцев, пытаясь воспользоваться трудным положением Руси, предписывая искоренять "проклятую греческую веру и присоединять русских к римской церкви". Таким образом Мамай выступал в качестве ударного тарана, за которым стояли самые различные силы и интересы. Его конфликт с князем Димитрием выходил за рамки отношений Руси и Орды и затрагивал судьбы всей Европы. Речь шла о том, быть или не быть здесь русскому государству. Поэтому победа, одержанная на Куликовом поле, имеет уникальное значение. Она стала первым подвигом объединившегося народа, дала почувствовать русским своё единство и силу. Нация вновь обретала уверенность после периода жестоких исторических неудач и унижений. Тогда же впервые один князь возглавил объединённые силы многих княжеств. Святой благоверный князь Димитрий Донской не ограничился обороной своего удела, но вышел в степь и бился, защищая от нашествия всю русскую землю. Но что же стало залогом единства дотоле разрозненных русских княжеств, постоянно враждовавших друг с другом? Что заставило забыть распри и обиды и в едином порыве выйти на смертельную сечу с лютым и беспощадным врагом? Общность Святой Православной веры. Той веры, которая из десятков славянских и других племён создала могучий русский народ. Разгром полчищ Мамая послужил темой целого ряда произведений, образующих так называемый куликовский цикл. Все они свидетельствуют, что Русь впервые одолела татар лишь когда поднялась на защиту святынь Православия, а не политических или земельных интересов. "Како случися брань на Дону православным Христианом с безбожным царём Мамаем, како возвысих Господь род християнский, а поганых уничтожих и посрамих их суровство", - так озаглавил свою повесть
автор "Сказания о мамаевом побоище". Хоть и были сильны нечестивые, "сыны же русские силою Святого Духа побиваше их". Перед выступлением в поход князь едет в обитель к преподобному Сергию за благословением на предстоящий подвиг. Преподобный благословил князя словами: "Пресвятая Троица и Богоматерь помогут тебе, дерзай княже, одолеешь супостата". В знак того, что Господь не попустит погибнуть христолюбивому воинству, он отправляет с князем двух монахов своего монастыря - Александра Пересвета и Андрея Ослябю. До принятия монашества оба были знаменитыми ратниками и воеводами. Именно желание защитить или погибнуть за "Землю Русскую, за святую Веру" Христианскую, сообщило
дружине князя Димитрия ту внутреннюю мощь, о которую разбились несметные полчища ордынцев. Лишь заступничеством Богородицы можно объяснить то, что многочисленное и закалённое в боях литовское войско "заблудилось" и явилось на Куликово поле, когда битва была уже закончена.
Вспоминая ныне о событиях шестивековой давности, нельзя не заметить, как много схожего в нынешней ситуации. Хотя и нет явно выраженной иноземной оккупации, но следствия таковы, будто она есть. Полуразрушенная армия, стоящий на приколе и ржавеющий флот, потеряны огромные территории, парализована экономика, народ, обложенный контрибуцией (т.е. налогами), спивается и разворовывает остатки соц. имущества. Его величество "бакс" - вот идол, которому поклоняется современное общество. Все эти признаки присущи государству, которое потерпело сокрушительное военное поражение. Но ведь мы не вели широкомасштабных войн. Тогда почему всё это есть, откуда эта печальная действительность? Всё дело в том, что смертельно болен дух нашего народа, изнасилованный безбожным атеизмом, страшным ядом неверия и лжеверия отравлен его внутренний мир. И самое страшное в том, что мы не видим и не хотим видеть этой болезни. Мы возмущаемся правителями, реформами, чем угодно, но не желаем понять истоки и первопричины нынешних бедствий. "Перестали понимать русские люди, что такое Русь! А она есть подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что русский". Эти слова праведного Иоанна Крондштатского злободневны именно сейчас, когда решается судьба Отчизны. Но быть русским и не быть при этом православным или, по крайней мере, уважительно, с почтением не относясь к церкви, - невозможно. В этом случае человек становится просто русскоязычным, но не русским. Русскими становятся не по крови, а по духу. Это, кстати, прекрасно понимал иеромонах Серафим (Роуз). Чистокровный американец, родившийся в протестантской, баптистской семье, он после многолетних исканий, истину нашёл в православии. Являясь одним из подвижников благочестия наших дней, он писал: "...Воскресение России зависит от усилия каждой отдельной души, оно не может произойти без участия православных людей - то есть нашего общего покаяния и нашего подвига". Но, к сожалению, есть силы и в нашей стране, и за рубежом, которые панически боятся этого возрождения и делают всё, чтобы русские и дальше ни о чём не догадывались. А может, пришло время нам исчезнуть? Не хватит ли тысячи лет, не зажился ли русский народ в общечеловеческой истории? Может, действительно пришла пора раствориться на просторах Евразии? Тем более, что нас усиленно к этому подталкивают. В XX веке России пришлось растратить весь свой тысячелетний запас прочности, чтобы сохранить хотя бы призрачную возможность для возвращения к своей русской сущности. На исходе века нам пришлось бросить огромные пространства своих исконных территорий, бессильно смотреть на издевательства над русским населением в кичливых государствах-новоделах, терпеть наглые упрёки так называемого мирового сообщества при любой попытке защитить себя.
Новый век ставит перед нами задачу собрать всё растерянное в XX веке, удержать, сохранив остатки русской государственности, какими бы жалкими они не казались. Кроме России у русских нет ничего. А потому мы обречены на борьбу за собственную страну, за русскую государственность. Мы поставлены перед выбором между небытием и глубокой переоценки ценностей, то есть обращением к традиционным ценностям православной веры. Реалии современного мира, неотвратимость региональных конфликтов обязывают нас думать не о правах и свободах, не об удовлетворении "растущих потребностей", а о выживании русского мира. Так как это было шесть столетий назад, когда перед лицом смертельной опасности мы сплотились в единый народ. И самое важное - с нами главный источник духовных сил страны - Русская Православная Церковь, хранительница самой глубокой традиции, хранительница путей к Истине, по которым только и сможет наша страна уйти от окончательного поражения. Воистину, нам досталась нелёгкая доля, но всё же мы - счастливые люди. Потому что, как сказал митрополит Иоанн - молитвенник за русский народ: "Во славу Божию жить для России - наша забота и цель. Во славу Божию бороться с её врагами - наш священный сыновний долг. Во славу Божию умереть за Россию - наше святое право! Аминь". Да будет так и да поможет нам Пресвятая Богородица.