10 февраля - день прославления собора Новомучеников и исповедников Российских, от безбожной власти за Христа умученных и убиенных.
Когда в прошлом году я работал над статьёй "Их страданиями очистится Русь", передо мной вставал вопрос — а нужно ли такое вспоминать, стоит ли ворошить прошлое. И внутреннее чувство говорило — да, помнить это надо, чтобы ужас, пережитый русским народом, стал надёжным препятствием на пути всех и всяческих социальных экспериментов над Россией. Экспериментов, во время которых богоборческая власть — расчётливо, цинично и беспощадно — ввергала народ в очередную кровавую мясорубку, будь то "красный террор" 1918-1919 годов, "коллективизация", "ежовщина", "безбожная пятилетка", или репрессии 1937-го года. Люди должны знать о том духовном подвиге стояния в вере, который совершила Русская Православная Церковь, выстояв в беспримерной по своей ожесточённости борьбе, когда на неё обрушилась вся мощь атеистического государства. Попущением Божиим в ушедшем веке было воздвигнуто на Руси страшное гонение на Церковь Христову, превзошедшее по своей неистовости и злобе гонения языческих римских императоров первых трёх веков истории христианства.
Надо сказать, что от ста тысяч дореволюционных священников уже к 1919 году осталось всего сорок тысяч. Вновь, как в древние века, полилась кровь христианских мучеников, свидетельствуя о Воскресшем Христе и Его победе над силами зла. Священномученик патриарх Тихон, взирая на испытания, постигшие его паству, мужественно призывал всех разделить с ним чашу страданий: "Если нужно будет и пострадать за дело Христово — благословляю верных чад на муки и смерть за Христа". И Церковь откликнулась на призыв своего архипастыря. Сотни тысяч православных христиан, жертвуя собой, понесли благодатный огонь живой, искренней веры сквозь испытания и муки. Долгие годы марксисткая пропаганда внушала, что вера — это удел людей слабовольных, малодушных и невежественных, тёмных и забитых, так что даже теперь многие стесняются перекреститься при людях и прийти в храм. Как же! Прослывёшь верующим. Но открывающаяся сегодня правда о прошлом позволяет нам гордиться теми, кто исполнил заповедь о "любви до конца" (Ин. 13,1). Теми, кто посрамил древнего человекоубийцу - диавола и обрек на поражение дело вождей революции, которые, призывая к освобождению от любви к Богу, развязали такую энергию ненависти в мире, что, казалось, никто не устоит перед тем, чтобы не ответить на неё ещё большей ненавистью. Но мир не до конца погрузился во тьму. Русская Церковь устояла в любви.
Первые годы после февральского и октябрьского переворотов, сокрушивших русскую православную государственность, стали временем напряжённой борьбы русского народа за сохранение своих святынь. Тогда террору, лжи и насилию христианская Россия противостояла верою, терпением, исповедничеством и мученичеством. Для верующих христиан не было ничего нового в этих попытках уничтожить христианство и завоевать мир, и только безверие и глубокое невежество не позволяли одураченным людям видеть во всём этом отражение давно забытых страниц истории. Ф.И. Тютчев, не только великий поэт, но и глубочайший мыслитель, писал: "Революция — прежде всего враг христианства! Антихристианское настроение есть душа революции; это её особенный отличительный характер... тот, кто этого не понимает, не более чем слепец, присутствующий при зрелище, которое мир ему представляет". Революция пыталась утвердить свою религию — религию человекобожия. Певец революции Маяковский (ею же и раздавленный) возглашал: "Ещё старухи молятся, в богомольном изгибаясь иге, но уже шаги комсомольцев гремят о новой религии. О религии, в которой нам не бог начертал бег, а, взгудев электромоторы, миром правит человек". Кстати. Комсомольцы благополучно сгинули, а вот старухи по-прежнему молятся, славя Бога, и давно уже не являются большинством в наших храмах.
Это была именно религия, ибо атеизм - всего лишь вера в небытие Бога. Эта антицерковь во всём пыталась скопировать настоящую Церковь. Она имела своё учение и писание (марксизм-ленинизм), свою партию, своих пророков и ереси (оппортунизм), свои обряды, свои "крестные ходы" (демонстрации, где вместо святых икон носили портреты коммунистических вождей), и даже свои мощи, до сих пор любовно оберегаемые. Кстати, с ними связан любопытный случай. В 1924 году во временном мавзолее прорвало канализацию, и его затопило фекалиями. Когда об этом сообщили патриарху Тихону, он перекрестился и заметил: "Ну что ж, по мощам и миро". Так вот, религия атеизма имела все внешние атрибуты, но не имела самого главного — она была безбожна, а значит, безблагодатна. Поэтому она заменила Бога и Богопоклонение идеей человекопоклонения, установив в каждом русском городе бронзовых, гипсовых и каменных истуканов. Чтобы утвердить себя, эта новая вера вступила в беспощадную борьбу с Православной Церковью.
Общеизвестен страшный по своему цинизму призыв самого человечного на земле человека — расстрелять как можно больше представителей церковной иерархии. Так что все ужасы революционного террора, все убийства и разрушения, в том числе и репрессии 1937 года не были отступлением от ленинских норм, но выражением самой сути ленинской морали. Посеяв в 1917 году ветер, в 1937 году мы пожали бурю. Отсюда становится ясной и понятной основная цель революции — поголовное истребление христианского населения России и насаждения атеизма. Превращение её территории в опорный пункт для завоевания остального мира. Но вскоре большевики поняли, что раздуть пожар мировой революции им не удастся, и перед ними встала задача сохранить власть в разорённой, залитой кровью и покрытой дымом пожарищ стране. Большевистское руководство понимало, что только насилие может обеспечить ему политическое будущее. И в помощь террору оно призвало искусственный голод, вызванный открытым грабежом хлеба и продажей его за границу, что обрекало население на голодную смерть. Всё это повсеместно вызывало массовые крестьянские восстания, которые беспощадно подавлялись частями регулярной Красной Армии, в основном состоящих из латышей, венгров и китайцев. В то же время усиленно насаждалось антихристианское мировоззрение.
Более девяти веков Православная Церковь была духовным оплотом русского народа. Она сформировала и воодушевила русскую государственность. Теперь народ заставляли силой и угрозами, пытками и казнями стать предателем своей веры, разрушителем храмов Божиих, гонителем и палачом священнослужителей. Несмотря на многие тысячи примеров сохранения верности святой Церкви, народ в целом согнулся под новым игом и отрёкся от всего, чему поклонялся и служил. Прошло семьдесят лет, и хотя СССР добился немалых материальных побед, они были всего лишь инерцией того тысячелетнего державного строительства, которое вёл русский народ под скипетром русских царей и омофором православной Церкви. Искусственно привитая коммунистическая вера не прижилась в народе, тем более что коммунистам пришлось опираться на те моральные нормы, которые были выработаны христианством. Однако первые четыре заповеди, определяющие отношения человека и Бога, власть, безусловно, отбросила. Оставшиеся шесть, лишённые подлинной основы, разрушались, так что сейчас повсеместно можно наблюдать отвержение христианской нравственности.
По сути дела доктрина коммунизма узурпировала, извратив и опошлив те неисчерпаемые источники могучей религиозной энергии, которые веками питали русскую жизнь, обеспечивая духовное здоровье народа и величие державы. Именно отказ от важнейших заповедей, составляющих фундамент православного мировоззрения, стал причиной того, что Советский Союз развалился под равнодушное молчание советского народа. Интересно, что некогда тот, кто и сейчас живее всех живых и чья мумия, как заноза, торчит в сердце России, писал: "Телега романовской империи, заляпанная кровью и грязью, развалилась быстро и сразу". В связи с этим можно заметить, что марксистско-ленинская телега, чуть не утонувшая в крови, рассыпалась гораздо быстрее, просуществовав едва ли четверть срока своей предшественницы. А если учесть, что династия царей из рода Романовых наследовала трон Рюриковичей, тоже русских самодержавных государей, то жизнеспособность коммунизма становится просто смехотворной. Так что коммунистам нечего пенять на нынешних демократов. Разрушение тысячелетней России началось в 1917 году.
Все беды, скорби и страдания двадцатого века не являются результатом теоретических ошибок и заблуждений идейных борцов революции, желавших создать взамен плохого старого хорошее новое, как думали и продолжают думать непрозревшие люди. Нет, это было выполнением гениально разработанных программ, обрекавших Россию на вымирание, программ уничтожения её как оплота христианской государственности в мире. Есть ли выход из создавшегося положения? Вот как пишет об этом архиепископ Аверкий: "Всякому разумному русскому человеку должно быть совершенно ясно, что все наши беды от того, что нет прежней горячей веры у русских людей, нет искреннего покаянного чувства, нет подлинной действенной молитвы и должного упования на помощь свыше... Неверие, безбожие, нравственная нечистоплотность и распущенность, нигилизм и космополитизм, небрежение и презрение ко всему исконно родному и святому — всё это должно стать совершенно чуждым для души русского человека, если он действительно хочет видеть Родину воскресшей к новой жизни". Трудно этого достичь?
Очень трудно, но с помощью Божией нет ничего невозможного. Как писал апостол Павел: "Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе" (Фил. 4, 13). Надо лишь поверить и заставить себя сделать первый шаг навстречу Господу. Вспомним слова митрополита московского Филарета, который говорил: "Возрастает вера - возрастает государство, процветает вера — процветает государство, преуспевает вера — преуспевает просвещение. Не ложное просвещение нынешних западных мудрователей, которые, закрыв лицо своё от Солнца Правды - Иисуса Христа, ищут свет во тьме, но просвещение истинное, исходящее от Отца и приемлемое Духом Святым и верою в единородного Сына Божия".
На многострадальной земле Отечества нашего процвели сонмы новомучеников за веру Христову и Русь Святую от богоборцев, мученический венец принявших. В это воскресенье пусть каждый вознесёт сугубую молитву мученикам Церкви Русской, да по молитвам их милосердный Бог подаст нам прощение грехов и на всякую добродетель наставит нас, да обретём кротость, мужество и любовь нелицемерную, и да сподобимся Небесного Царствия, где со всеми святыми прославим Отца, и Сына, и Святого Духа в нескончаемые веки веков. Аминь.