Благодатный дар - быть женщиной

Неделя жен-мироносицС низким поклоном - матерям, жёнам, дочерям, сестрам - русским женщинам-хрис­тианкам посвящается.

Каждый год второе воскресенье после Пасхи посвя­щается женам (женщинам) — мироносицам. В этот день Православная Церковь прославляет святых учениц Гос­пода Иисуса Христа.

Как свидетельствует Евангелие, именно они, женщи­ны, оказались самыми мужественными и верными Хрис­ту из всех Его учеников и не оставили Его даже на крес­тном голгофском пути. Этот день является праздником женщины-христианки.

В то время как апостолы, боясь разделить участь сво­его Учителя, спрятались "страха ради иудейского", а Пётр, клявшийся в верности, трижды отрёкся от Него, женщи­ны мужественно следовали за Господом на Голгофу. Они были свидетелями распятия, смерти, снятия с Креста тела Иисусова и положения Его во гробницу. Не покинув Гос­пода во время крестных страданий, они явили ту Любовь, ради которой "душу полагают за други своя", перед ко­торой отступает даже страх смерти. В такой любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх. И вот едва минул день субботнего покоя, взяв ароматы, драго­ценное Миро (отсюда мироносицы) и другие благово­ния, ранним утром, ещё до восхода солнца, они поспе­шили к гробнице помазать тело Христа. "Неутомимые жены, - восклицает святитель Феофан Затворник, - сна не давали очам, и векам - дремания, пока не обрели Лю­бимого Учителя". Все они были столь глубоко и искрен­не преданы Господу, что служение Ему почитали для себя величайшим счастьем.

Мироносицы служили Господу при жизни и послу­жили Ему и по смерти. Апостолы разбежались, а они остались. Заботливое женское сердце не могло не чув­ствовать, что заботятся они не о простом мертвеце. Чем отличается женское сердце от мужского? Сердце мужс­кое бывает грубым, чёрствым и даже жестоким. Сердце женщины напротив мягко и любвеобильно. Женские сер­дца познают всё великое, таинственное, святое гораздо легче, чем мужские, более грубые, сердца. И своими чут­кими, любящими сердцами женщины-мироносицы чув­ствовали, что заботятся о Победителе смерти о вечно Сущем. За эту их тайную надежду на то, что не всё кон­чено, за любовь их, которая была сильнее смерти, Бог им первым дал увидеть Воскресшим Того, Кого они лю­били больше всего. И тотчас же снова они стали слу­жить Христу, но уже в новом, высшем призвании апос­тольском и понесли миру весть о Воскресении Христо­вом. И эту пасхальную радость уже две тысячи лет жен­щины неустанно несут в мир.

Примером святых жён-мироносиц Церковь поучает нас горячей вере, деятельной любви и служению, неиз­менной преданности Христу. Этот подвиг верности люб­ви и милосердия повторили наши матери и бабушки, ос­тавшиеся со Христом и Его Святой Церковью в дни жес­точайших большевистских гонений. Поистине уникаль­ную роль сыграли женщины в нашей Церкви в после­дние десятилетия. Не будет преувеличением сказать, что во многом благодаря им Церковь Православная выстоя­ла в то время, когда вся мощь богоборческого, тотали­тарного государства обрушилась на Неё. Своей вернос­тью Господу в годы коммунистического террора им уда­валось спасать храмы не только от закрытия, но иногда и от варварского разрушения. Именно они научали исти­нам веры Христовой своих детей и внуков, благовестовали им о Воскресшем Господе и Его Светлом небесном Царстве. Как писал поэт, "одни платочки белые да тихие поддерживали храмов своды".

Елизавета ФёдоровнаПразднуя день святых жен-мироносиц, представим, сколь высоко призвание женщины-христианки в Церкви. Сколько их было, святых женщин, за всю историю Церк­ви. Сколько их было на Святой Руси за десять веков христианства. Равноапостольная Ольга, преподобные Ефросиния Полоцкая, Евфимия Суздальская, Анна Ка­шинская, блаженная Ксения Петербуржская и многие-многие другие. Какой подвиг они явили в недавние годы испытаний. Вспомним хотя бы об основательнице Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве, великой княгине Елизавете Фёдоровне. После зверского убийства народовольцами её мужа, она, уже известная своей ши­рокой благотворительностью, решила до конца посвя­тить себя служению Богу и людям. На свои средства она основала обитель, где вела аскетическую жизнь подвиж­ницы, занимаясь делами милосердия. Особым внимани­ем пользовались у неё кварталы бедняков. Любовь к ней простого народа была такова, что Елизавета Фёдоровна среди ночи ходила на Хитров рынок, ища тех, кто нуж­дался в помощи. Даже зловещие обитатели этого злач­ного места не дерзали поднять руки на ту, которую счи­тали своим ангелом-хранителем бедные, нуждающиеся люди. К сожалению, то, что не сделали убийцы и граби­тели, сделали строители светлого будущего. 18 июля 1918 года большевики сбросили её живую в шахту рудника. В последнюю минуту Елизавета Фёдоровна произнесла выс­шую молитву любви, повторила слова Спасителя на Кре­сте: "Господи, прости им, не ведают, что творят!"

Хотелось бы вспомнить случай, который приводит митрополит Антоний Сурожский в книге "Беседы о вере и Церкви". В 1919 году в одном из городов средней России, переходившем из рук в руки, находилась жен­щина, жена русского офицера, с двумя детьми. Когда город оказался в руках красных, она спряталась в пустой хижине на окраине. К вечеру одного из последующих дней кто-то постучал к ней в дверь. Она с трепетом от­крыла и оказалась лицом к лицу с молодой женщиной её лет. Та спросила: "Вы ведь такая-то, не так ли? Так вам надо немедленно бежать, вас предали и сегодня но­чью придут брать". Мать посмотрела на неё, показала на своих детей: "Куда мне бежать — они же далеко не уй­дут, и нас сразу узнают". И тогда эта женщина, которая была просто соседкой, улыбнулась и сказала: "Нет! Вас искать не станут, потому что я останусь на вашем месте". "Но вас расстреляют!" - сказала мать. И молодая женщи­на снова улыбнулась: "Да! Но у меня нет детей..." И мать ушла, а женщина осталась. Глубокой ночью пришли крас­ные, взяли эту женщину (её звали Наталья) и расстреля­ли. За что? За то, что жена офицера, за то, что христиан­ка.

Но за этим событием мы можем себе представить и почувствовать силу и высоту духа этой скромной женщи­ны. Святость - это ведь не нечто недоступное нам.Там, где будет жертвенность, преодоление собственного эго­изма ради Любви Христовой, там и будет святость. Эти Евангельские образы женской святости создали особый тип русской женщины, главным призванием которой ста­ла высокая жертвенная любовь, указанная нам Спасите­лем. "Женщины, - пишет Иоанн Златоуст, - превосходят нас в благородстве, христианском усердии и благочес­тии, в любви ко Христу, освободившему их от прокля­тия". В женской природе сердечная жизнь преобладает над всеми другими проявлениями, ей дано преимущество в религиозном чувствовании. Отсюда и проистекают её долг и призвание — хранить домашний очаг, воспитывать детей, быть им учительницей в вере и благочестии.

От кого мы слышим первые слова, первые наставле­ния в вере и принимаем уроки нравственного поведения? От матери. Кто первый приносит нас, ещё слабых и без­защитных, в храм Божий? Мать. Кто молится за нас, греш­ных и непослушных, долгими ночными часами? Конечно, мама. Может быть, именно поэтому волнующее слово "Родина" — женского рода. В этом главное дело женщи­ны, в этом её величие и спасение. Именно от женщины зависит нравственный климат общества. Если Женщина потеряет стыд, это конец нации, ибо ни с чего другого, а с Неё начинается Родина, в семье с верным мужем и любящими, послушными детьми.

Поэтому здоровые, целомудренные женщины явля­ются главным национальным достоянием России. От них произойдут новые духовно могучие поколения, преодолеющие нынешнюю Смуту. Как сказал некто из великих: "Дайте нам лучших матерей, и мы дадим вам лучших лю­дей". Поэтому защищать, беречь женщину и её духовное олицетворение - Родину, всеми силами и даже оружием — есть священный долг и право каждого мужчины, от­крывающие ему вечность. Современная женщина столь же богато одарена от Бога духовными чувствами и кра­сотой, как и её евангельские сестры. Но вот как она упот­ребит эти дары — зависит от неё самой. Ибо она вольна послужить Богу, но может стать и орудием соблазна, может показать пример жертвенной любви, а может и рассеять, расточить дары в удовольствиях и пустых хло­потах накопительства тленных сокровищ.

Благодатный дар — быть женщиной. Быть в высшей степени причастной милосердию к любви. Той любви, которая оказалась крепче страха и смерти, крепче угроз, крепче ужаса перед всякой опасностью, и там, где рассу­док и убеждение не спасли учеников от страха, любовь преодолела всё. Священное Писание говорит нам, что любовь, как смерть, крепка. Единственно, она может сра­зиться со смертью и победить. И у кого найдётся сердце настолько любящее, настолько верное и непоколебимое в любви, как у жен-мироносиц, тот устоит против пыток, против страха, против угроз, останется верным и Богу, и Церкви, и ближнему.

Многотрудна и полна забот жизнь наших женщин. Но они же первые находят у Господа ту подлинную ра­дость веры и утешения, о которой Он возвестил женам-мироносицам в торжественный и ликующий миг.

Радуйтесь. Христос Воскрес!

Автор: 

Дата публикации: 

04/05/2001

Метки: