В память вечную будет праведник

Во второе воскресенье после Дня Святой Троицы, в этом году 2 июля, Православная Церковь празднует па­мять всех святых, в Земле Русской просиявших.

Святые, почитаемые народом, - это его лучшие люди. Это те, кто своей жизнью явил воплощение вечных еван­гельских истин, закона Христовой Любви. “Жизнь всяко­го народа, всякого государства зиждется на единстве мировоззрения, определяющего моральные, этические и нравственные нормы поведения. Жизнь личная, семей­ная и общественная в равной степени зависят от того, что признаётся людьми допустимым, а что — нет, что почитается за благо, а что за зло, какой смысл полагает­ся в человеческом бытии и как видится его высшая, веч­ная, непреходящая цель”, - писал молитвенник и печаль­ник за Землию Русскую митрополит Иоанн Снычев. Жи­тия святых - вот пример для подражания, пример, указы­вающий путь к достижению этой высшей надмирной цели. Какова же эта цель, что является призванием человека, смыслом его жизни? Вот вопрос, который уже не одну тысячу лет, пытается решить человечество и не находит ответа, точнее, не слышит и, в общем, не очень желает это сделать. Этот ответ есть у Церкви, Она знает его уже 2000 лет, с тех пор, как Сын Божий, став Человеком, принёс Себя в Жертву и, воскреснув, открыл нам врата Вечности. В Библии есть такие строки: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию На­шему... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его”. (Быт. 1, 26-28). Что же такое образ Божий? Это наша свобода, наша свободная воля, которую Бог не нарушает ни при каких условиях. “Как Бог свободен, так свободен и человек, и если захо­чет, делается сыном Божиим или сыном погибели”, - по­ясняет преподобный Макарий Великий.

Образ Божий в человеке — это те духовные качества, которые отличают человека от всего остального мира — разум, любовь, способность к мышлению, творчеству, власти и, прежде всего, более всего, - свободная лич­ность. Человек есть образ личного, свободного Бога в безличном, несвободном мире. Подобие же Божие - это когда свою свободную волю человек употребляет только на благо, только на добро, которое, в конечном счёте, и есть Сам Бог. Причём делать это надо не ради мифичес­ких “общечеловеческих ценностей”, а ради Христа, кото­рый есть Путь, Истина и Жизнь вечная. Потому что сами по себе наши добродетели не являются ни целью, ни заслугами перед Богом. Добродетели лишь средство к достижению подобия Божия, к принятию Святого Духа, который преображает душу и без Которого она не спо­собна воспринять Сияние Славы Божией в Его вечном Царстве. Таким образом, цель жизни человеческой зак­лючается в том, чтобы из образа Божия прийти в подо­бие Его, в стяжании Духа Святого. Те люди, которым удалось это сделать, называются преподобными, святы­ми. Святые — это люди, в которых исполнилось назначе­нье человека и образ Божий воссиял в своей первона­чальной чистоте. Они, как светильники, призваны освя­щать наш путь к духовному совершенствованию, но све­тят нам не своим, а Христовым светом, светом Его Боже­ственной Любви и Благодати. Они являются для нас при­мером истинной жизни. Причём достичь её можно во всех сферах человеческой деятельности. За тысячу лет от крещения Руси множество святых подвижников про­славлено на русской земле. Кто исчислит святителей, преподобных старцев, благоверных князей-воинов, свя­тых мужей и жён, с незапамятных времён утверждавших молитвой и своей христианской жизнью благочестие на нашей земле. Они и доныне стоят перед Богом, слышат молитвы нас, живущих на земле, и многократно усилива­ют их.

Но помимо общей веры во Христа, их объединяет ещё одно особое свойство — любовь к родной земле. Господь сказал, что нет больше той любви, если кто жизнь свою отдаст за жизнь близких. Так многие верующие отдали жизнь не только за Христа и Его Церковь, но и за свой народ, за Родину. Как писал французский философ Леруа Болье, “у русских невозможно отделить понятие Церкви от понятия Отечества”. Именно поэтому многие века нравственными идеалами русского человека были воин — защитник И.А. ИльинОтечества и монах - молитвенник за Отечество. Вот как размышляет об этом И.А. Ильин: “Воин, как носитель меча, нуждается в монахе, как в источнике нравственной чистоты и религиозной умудрённости, здесь он приобщается благодати и получает силу для подвига, укрепляет совесть, проверяя цель своего служения и очи­щает душу”. И самый меч его становится огненной мо­литвой. Таков Дмитрий Донской у преподобного Сергия перед Куликовской битвой. Монах же, как хранитель чистоты и праведности, приобщается через воина к миру, к его страданиям и борьбе. Монах не отрешается и не за­мыкается в своей праведности, он берёт и строит её не для себя, он не отвёртывается от зла и злых обстояний, но вступает в борьбу с ними, становится соратником вои­на, разделяя его страдания, благословляя и осмысливая его подвиги. Монах выступает как бы ангелом-хранителем воина, и самая молитва его уподобляется огненному мечу. Таков прп. Сергий, благословляющий Дмитрия Дон­ского и дающий ему в спутники двух иноков-богатырей - Пересвета и Ослябю.

К сожалению, сейчас нам навязывают совершенно иные идеалы и иную свободу. Идеалы голого материаль­ного интереса и свободы от исполнения заповедений Божиих. Но призвание России и русского народа иное, оно проявилось в стремлении воплотить в своём бытии идеалы праведности и любви, чести и совести, милосер­дия и мужества, веры и верности. И только в служении этим высшим ценностям видится государственная жизнь России и бытие русского народа среди народов Земли. С древнейших времён такое стремление получило своё отражение в самоназвании страны — Святая Русь. Святая не потому, что все в ней праведники, а потому, что свята цель жизни, свят идеал, к которому стремилось сердце народное, искавшее правды Божией. Поэтому отказ от этого призвания и желание только материального благо­получия и земного преуспевания лишают смысла бытие народа и ввергают в пучину внутренних смут и внешних вторжений. В этом случае Россия в качестве великой дер­жавы сойдёт в могилу всеобщей истории, опозоренная клеймом измены Божиему призванию. Но, слава Богу, этого пока не случилось, не случилось потому, что как в великие праздники горит в храме множество свечей, так горят и молитвы угодников Божиих за нас, заблудших, осуетившихся, забывших о Небе. Может, по их молитвам откроется нам красота правды Божией, красота Святой Руси, которая ещё жива. Жива в строящихся храмах и возрождающихся монастырях, жива в русском солдате Жене Родионове, который, несмотря на пытки и казнь, не снял с себя крестик и остался верен Христу, жива в Русской Армии, которая медленно, но верно сжимает глотку чеченского волка.

“Призывая вас к молитве, труду и подвигу, мы верим, что сила Божия, воскрешающая мёртвое, вновь соберёт воедино распавшееся тело народное. Да почиет на нас благословение великих подвижников и предстателей за землю Русскую — преподобного Сергия Радонежского, митрополитов Петра, Алексия и Филиппа, священномученика патриарха Ермогена, преподобных Антония и Фе­одосия, киево-печёрских чудотворцев и всех святых, в земле русской просиявших. В дни великой опасности и всеобщего распада Россия не раз спасалась их святыми молитвами... Да воскреснет Святая Русь в великом под­виге самоотвержения и любви Христовой” (Священный Собор Православной Русской Церкви всему православ­ному народу русскому). Сие и буди.

Аминь.

Автор: 

Дата публикации: 

30/06/2000

Метки: