Рождество Христово

Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оп­равдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознёсся во славе (1 Тим. 3,16).

Велика, бесконечно велика тайна, о которой говорит святой апостол Павел. Тщетно человеческая мысль пыта­лась бы постигнуть всю её глубину, всё величие этого события. Непостижимую, поражающую, всемирную ра­дость воплощения Божества, тайну Бога, ставшего чело­веком. Он пришёл, чтобы принять на Себя муку наших грехов и смерти и преодолеть эту тяжесть усилием Вос­кресения. Он принял на себя плоть человека, чтобы за­тем на кресте явить ту любовь, которая победила нена­висть, смерть и богоотчуждённость. Часто можно услы­шать недоумённый вопрос: дескать, почему согрешил Адам, а страдает всё человечество? Да потому, что Адам не зря называется в Церкви праотцом. Дело в том, что всё, что происходило с ним, накладывало отпечаток на всю сущность человека. Это как на заводе грампласти­нок: если на исходной матрице провести царапину, то она воспроизведётся во всех остальных экземплярах. Сво­им непослушанием, своим отвержением заповеди Бога Адам нанёс такую рану, непоправимую царапину своей человеческой природе. В Библии есть замечательные сло­ва, показывающие суть произошедшего с Адамом после грехопадения: “И услышали голос Господа Бога, ходя­щего в раю...” (Быт. 3,8). Если до этого глас Божий зву­чал в сердце человека, то теперь он звучит вовне. Между человеком и Богом пролегает пропасть, разъединение. И в этой пропасти, этой пустоте рождается смерть, которая является высшей пустотой, небытием.Таким образом, заря человеческой истории омрачилась страшной трагедией, принёсшей неисчислимые страдания роду человеческо­му. Но не желал Всемилостивый Господь вечной погибе­ли людей, их вечных страданий. Он сам приходит в наш мир, становится человеком, чтобы нашёлся наконец тот, кто скажет: “Воля не моя, но Твоя да будет”. (Лк. 22,42). Чтобы совершенным послушанием Христа исправить ошибку Адама и во Христе примирить с Собою мир. “Ибо как непослушанием одного, многие сделались грешны­ми, так и послушанием одного сделаются праведными многие” (Рим. 5,19). И только от нас зависит, примем ли мы этот безграничный дар жертвенной любви Бога, от­кроем ли сердце своё, чтобы вновь услышать в нём оте­ческий голос, зовущий ко спасению и жизни вечной.

Но сегодня люди живут поразительно беспечно. По­чти все уже знают и верят, что есть жизнь после смерти. Но при этом не задают себе того главного вопроса, о котором говорил преподобный Серафим Саровский: “Гос­поди, как мне умирать будет?” Интересуются совершен­но другим, чужой жизнью. С кем спал Клинтон (Скура­тов, Лужков)? С кем напился Ельцин (Пугачёва, Лещен­ко)? Чем питаются акулы, что говорит гороскоп? А мимо того, что единственно важно для каждой души, что опре­делит нашу судьбу не на ближайший год, а на вечность, мимо этого проходим. В православной аскетике есть безжалостное определение: Христос мог хоть тысячу раз рождаться в Вифлееме, но нет тебе в том никакой пользы, если Он не родился в твоём сердце. А многие ли из нас могут сказать: “Да, Христос родился во мне, стал светом моей жизни, а исполнение его заповедей стало её це­лью”? Многие ли задавались вопросом, как жить, чтобы наследовать жизнь вечную. В лучшем случае спрашива­ют, сколько свечей и куда поставить. Да сколько угодно и куда угодно, главное — не забыть о том, что сказано в Писании: “Сын мой! Дай мне сердце твое” (Прит. 23,26). Но в наше время гораздо чаще штудируют гороскопы и астрологические прогнозы, при этом обзывая себя кры­сами, обезьянами или, например, свиньями, чем читают Евангелие, которое не одобряет подобных увлечений.

Почему? Прежде всего потому, что подобная вера сковывает свободу человека, его волю и чувство соб­ственной ответственности. Увлечение гороскопами было естественно для языческого, дохристианского, мира. В том мире закон Судьбы (фатума, рока, кармы) возносил­ся над всем сущим, подчиняя себе даже языческих бо­гов. Но христианство принесло в мир весть о свободе человека. На небесах — не слепые законы кармы или астрологии, но Любящий Отец, в воле Которого и вся Вселенная, и человеческий волос, и Который не зависит ни от расположения созданных Им звёзд, ни от мифичес­ких восточных животных.

Не от звёзд зависело покаяние разбойника на крес­те, а от подвига его веры. Не гороскоп привёл к покая­нию Петра или Марию Магдалину, но их любовь ко Хри­сту. Давайте вспомним, как об этом повествует Библия. “И создал Бог два светила великие: светило большое - для управления днём и светило меньшее — для управле­ния ночью, и звёзды. И поставил их Бог на тверди небес­ной, чтобы светить на землю” (Быт 1,16-17).

Заметьте, назначение светил — просто светить, слу­жить людям в их нуждах, это просто большие небесные лампы, и поэтому верование, т.е. поклонение знакам Зо­диака, столь же нелепо, как поклонение лампочкам. От­сюда же следует, что никакие драконы или кабаны не влияют на мою жизнь, пока я сам, отвернув своё сердце от Бога, не скажу им: “Придите и владейте мною”. Это к тем, кто в поисках последней истины засматривается на звёзды, но не вглядывается в свою душу, обращены сло­ва Спасителя: “Лицемеры! Различать лицо неба вы умее­те.... Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет и знамение не дастся ему” (Мф. 16,3-4). Поэтому столь же смешны потуги всевозможных гадателей и прорицателей предсказать судьбу. Нет никакой судьбы! Есть Отец, ко­торый на небесах, могущий в любой момент (во едином часе, - как поётся в церковном песнопении) изменить мою жизнь.

Бог открывает избранным своим тайны будущего не для того, чтобы удовлетворить праздное любопытство, и уж не потому, что пророки имеют какие-то способности. Кто дерзнёт утверждать, что познал тайны Божественно­го промысла? Ответ один: либо это безумец, либо тщес­лавный гордец. Однажды преподобный Антоний Вели­кий, основоположник монашества, один из наиболее по­читаемых Церковью святых - попытался проникнуть в тай­ны Божественного домостроительства. Ответ, который получил он, был прост: “Антоний! Себе внимай!” Вот так! Не надо думать об участи других людей. В твоём сердце есть место Богу? Ты очистил душу свою покаянием? Го­тов ли сохранить верность Христу и Евангелию даже до смерти? А если нет, то себе внимай.

Именно поэтому то, что Господь открывал истинным пророкам, не обязательно должно было произойти с бе­зусловной неизбежностью. Это было лишь одним из воз­можных следствий, если человек или народ не покаются и не изменят своей жизни. Так было, например, с проро­ком Ионой. А если взять историю нашей Родины, то мно­гие святые XIX века предсказывали страшную кровавую Голгофу России века XX, но с оговоркой: если не пока­емся. С другой стороны, уже упоминаемый Серафим Са­ровский говорил о великом возрождении России, но, опять же, с условием: если покаемся. В чём же нам каять­ся, - спросите меня. Ну, например, в том, что разделяем древние заблуждения и кланяемся звёздам, поклоняемся бездушной природе и ценим только материальное благо, забывая о Боге. За то, что свои достижения в науке, искусстве и общественном устроении ставим выше, чем очищение сердца и жизнь по Евангелию. За нашу ле­ность и окаменелое нечувствие, не дающие нам преобра­зить себя для принятия Духа Божиего. Это когда духов­ные дары желаем поставить на обслугу житейских инте­ресов, заходя во храм только с просьбами о земном. Да, конечно, любое молитвенное прошение - благо. Но Бог не может сойти на зачётную ведомость или в трудовую книжку. Он может войти только в сердце. Вот это сердце и просит Творец у человека. Это не ревность и не суро­вость Бога. Просто у Него есть только один Дар, кото­рый Он может нам подарить — Самого Себя. Сможем ли, захотим ли вместить? Да, сможем, если покаемся.

Покаянием всегда можно обрести дорогу к Отчему Дому, а посему воля Твоя да будет. Вот что ждёт от нас Господь — свободной любви, рождённой в свободном сердце. Чтобы оставил человек отговорки, вроде нас ни­чему не учили, нас так воспитали и вообще уже поздно идти в храм Божий. Не поздно, ибо у Бога нет времён. В любой момент, любой мир ждёт нас, ибо великая ра­дость бывает на небесах о едином кающемся грешнике.

Некогда Авраама Линкольна попросили помолиться о том, чтобы Бог принял сторону северян в гражданской войне. Тот ответил, что гораздо важнее, чтобы северяне всегда были на стороне Бога. Помолимся и мы в этот праздник, чтобы Россия стала на сторону Бога — Родив­шегося ради нас, Распятого из-за нас и Воскресшего для нас.

Ну а если нет? Тогда пусть не смущает всё это вер­ных, пусть не омрачается радость праздника! Ведь и у Христовых яслей пели ангелы, благоговела Мария, тре­петал и веровал Иосиф, приносили дары цари-волхвы. И в это же время там же животные равнодушно жевали сено, овцы — корни и траву, и Ирод спал, и Вифлеем безмолствовал, и Иерусалим не ведал случившегося. И всё-таки мир просветился. Придите, верные! Свет нам воссияет в Христовом пришествии, и свет познания осве­тит наши души и сердца. Велика Твоя милость, Господи, и ни одно слово человеческое не может выразить вели­чие чудес Твоих. Как говорил святой Афанасий Великий: “Заслуги Спасителя в деле воплощения столь велики и многочисленны, что пожелать изобразить их значило бы уподобиться человеку, который устремил взор в морс­кую пучину и хочет пересчитать её волны”.

Видели Свет истинный, приняли Духа небесного, об­рели Веру истинную. Велика милость Твоя, Господи! Слава Тебе.

Автор: 

Дата публикации: 

06/01/2000

Метки: