Княгиня Евпраксия
Святая благоверная княгиня Евпракси́я Рязанская Зарайская была супругой Фёдора Юрьевича, князя Рязанского. По рассказам летописей, она славилась своей невероятной красотой. Во время монголо-татарского нашествия хан Батый, наслышанный о её красоте, потребовал, чтобы сам князь привел к нему Евпраксию. Князь Фёдор отказался привести жену в Орду, сказав: «Не гоже нам христианам водити своих жен к тебе нечестивому», за что был убит по приказу Батыя и брошен на растерзание зверям и птицам. После захвата русской крепости полчищами Батыя, чтобы не остаться на поругание поганым, княгиня Евпраксия, вместе со своим сыном, младенцем Иоанном, бросилась с высокой крыши княжеского терема на землю и разбилась.
Русской Православной церковью княгиня Евпраксия прославлена в лике святых с именованием Рязанская Зарайская.
Княгиня Евпраксия
В Зарайске городе в старинные года
Смерть приняла ты на покрове снежном.
Под башнею была погребена тогда
С супругом Федором, с Иваном, сыном нежным.
Зимой морозною ворвалася орда,
И пламя деревень взвилось столбом мятежным,
Как черная пурга, нагрянула беда,
И разоренный край простором стал безбрежным.
На похоть и позор жестокому монголу
Тогда не отдалась ты, верная жена.
С узорной лестницы низринулася долу.
И памятью веков теперь окружена.
Три каменных креста я помню над могилой,
И в сердце я ношу твой горький образ милый.
Радимов Павел
Евпатий Коловрат
В ту самую пору служил в Рязани боярин, воевода и русский богатырь, герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия хана Батыя на Русь, по имени Евпатий Коловрат (в некоторых древних источниках Евпатий Коловрат именуется Евпатий-Неистовый).
Родился наш герой в селе Фролово Шиловской волости (годы жизни: 1200 — 1238 гг.). Находясь в Чернигове с посольством с просьбой о помощи Рязанскому княжеству против монголов и узнав об их вторжении в Рязанское княжество, Евпатий Коловрат с «малою дружиною» спешно двинулся в Рязань, но застал город уже разорённым. «...государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжены, а иные потоплены». Тут к нему присоединились уцелевшие «…коих Бог сохранил вне города». Узнав о брошенном на съедение зверям князе Феодоре, о трагической гибели княгини Евпраксии с младенцем Иоанном, с отрядом в 1700 человек Евпатий пустился в погоню за монголами. Настигнув их в Суздальских землях, внезапной атакой полностью истребил их арьергард. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими». Изумлённый Батый послал против Евпатия богатыря Хостоврула, «…а с ним сильные полки татарские». Хостоврул обещал Батыю привести Евпатия Коловрата живым, но погиб в поединке с ним. Несмотря на огромный численный перевес татар, в ходе ожесточённой битвы Евпатий Коловрат «…стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…». Посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия — «Что вы хотите?» И получил ответ — «Умереть!».
Согласно преданиям, монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнемётных орудий (пороков), предназначенных для разрушения укреплений: «И навадиша на него множество пороков, и нача бити по нем и с тмочисленых пороков, и едва убиша его».
Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый, сказав О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал тебя у самого сердца! Он отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых русским воинам и, в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда.
Ныне, на одной из мемориальных плит русскому богатырю высечены такие слова:
Ты вел нас в бой. Врага мы били.
За ту Рязань, сожженный град.
Тебя, герой, мы не забыли.
Живи в веках, наш Коловрат.
И ты, Родная сторона, героев помни имена.
На конференции по канонизации святого благоверного князя Феодора и княгини Евпраксии было немало споров: самоубийство это или нет? Конечно, она сделала это не по своей воли и не случайно, не от отчаяния, а во спасение своей души - чтобы самой не достаться поганым, и чтобы сын её не попал в Орду... Молодая княгиня знала: монголы её обесчестят, а сына возмут в плен и воспитают потом в ненависти ко Святой Руси. Допустить этого она не могла. И это был настоящий христианский подвиг.
Один из выступающих сказал тогда знаменательные слова, и эта мысль потом звучала тогда в докладах: "Давайте воспитаем таких жён и матерей, и тогда у нас будет совсем другое Отечество...".
Насколько в современной России пали нравы, свидетельствует, например, площадь Джузеппе Гарибальди в Италии. На обозрение всему мiру, во свидетельство всем языкам, вся эта площадь словно голубями усеяна русскими девушками, которые по-прежнему считаются самыми красивыми в мiре, но которые там продаются; причем, не по воле монголов и Батыя — по собственной воле.
Однажды, я задал вопрос трем совсем юным девушкам из субкультурного движения «готы», что для них значит заповедь Божия Не прелюбодействуй. И получил ответ: «Ничего не значит», это, мол, вчерашний день. Когда я их спросил: «Знаете ли вы, как вас после этого будут называть юноши из Кавказа?», они молча потупили глаза.
Почему же так скудны и убоги в наши дни знания о людях высокой жизни? И что мешает нам рассказать современной девушке, с нечистых уст которой вырывается мат, о душевной красоте таких женщин, какими были Анна Кашинская, милосердная Иулиания Лазаревская или великая княгиня Елизавета Феодоровна Романова? Святые были путеводными звёздами христианского мира, а подражание их подвигу выпрямляло вывихнутую набок жизнь не одного поколения, пережившего окаянные времена.
"В русских святых, - пишет философ Иван Ильин, - мы чтим не только Небесных покровителей святой и грешной России: в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути... Их идеал веками питал народную жизнь: у их огня Русь зажигала свои лампадки."