Доклад к 1-й секции II-х Благовещенских чтений. г. Благовещенск. 2013 г.
иеромонах Савва (Кристинин)
Точнее будет сказать, 400-летие воцарения династии Романовых, т. к., с 1917-го года и по сей день династическое правление Русских царей в России не совершается. Не затрагивая самой хронологии исторических событий, на что, собственно, в рамках данного выступления нет и времени, я бы хотел коснуться здесь ряда вопросов на данную тему с точки зрения историософии и богословия. В Священном писании Нового завета мы находим краткие и жизнеутверждающие слова: «Бога бойтесь, царя чтите» (1 Пет. 2:17).[1] Святитель Филарет Московский в Православном катехизисе*(своде правил для христианина) пишет: «Сила Государя — в верности Богу, сила государства — в верности и преданности своему государю. Служа царю земному, мы служим Царю Небесному. Народ, чтущий царя, благоугождает чрез сие Богу, потому что Царь есть устроение Божие»[2]. Исходя из сказанного святыми отцами, отчетливо видно, что Божественное откровение — это именно тот первоисточник, который нам сообщает о монархической власти, как власти, имеющей религиозные корни.
С воцарением на престоле Российском Михаила I Федоровича — первого из династии Романовых — на Руси прекращается период Сметного времени. 21-го февраля 1613 года народ русский дал Соборный обет на верность дому Романовых до второго пришествия Христова. Вот две цитаты из Утвержденной грамоты[3]:
- «...яко едиными усты вопияху, что быти на Владимирском и Московском и на всех Государствах Российского Царства, Государем, царем и Великим Князем всея Руси Самодержцем тебе, Великому Государю Михаилу Феодоровичу. Целовали ВСЕ Животворный Крест и [Благочестивый] обет дали, что за Великого Государя, Богом почтенного, Богом избранного и Богом возлюбленного, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея России Самодержца, за Благоверную Царицу и Великую Княгиню, и за их Царские дети, которых им, Государям, впредь Бог даст, души свои и головы ПОЛОЖИТИ и СЛУЖИТИ Им, Государям нашим ВЕРОЮ и ПРАВДОЮ, всеми душами своими и головами».
И далее:
- «...кто убо не похощет послушати сего Соборного Уложения и начнет глагола иное, и молву в людех чинити, то таковой, аще от Священных Чину, и от бояр, Царских синклит и воинских, или ин кто от простых людей, и в каком чину не буди; по Священным правилам Святых апостол и Вселенских седми Соборов – святых отец, и Поместных, и по Соборному Уложению , всего извержен будет, и от Церкви Божией отлучен, и Святых Христовых Тайн приобщения, яко раскольник Церкви Божией и всего Православного Христианства, мятежник и разоритель Закону Божию, а по градским Законам месть восприимет, и нашего смирения и всего Освященного Собора, не буди на нем благословения от ныне и до века». [3]
К великому прискорбию, данная присяга была нарушена русским народом в 1917 году. «Кругом измена и трусость, и обман» - записал в своем дневнике 2-го марта 1917-го года царь-мученик Николай II — последний из царствующих особ дома Романовых. Его приказам, как пишет Виктор Кобылин, в те дни отказывался подчиняться даже машинист поезда, в котором следовал Государь от ст. «Дно» до Пскова! В том поезде, под давлением думских депутатов-изменников и масонов, и был подписан акт об отречении от престола, подписанный, как мы знаем, графитовым карандашом. Это был акт с заглавием «Ставка. Начальнику штаба», а не «Высочайший Манифест... всем верным Нашим подданным», как после верещала либеральная пресса.
Согласно православному вероучению, христианину, запрещено участвовать в революционных движениях. Но, ни этому запрету, ни призывам и мольбам многих подвижников благочестия, таких как святой праведный Иоанн Кронштадтский, священномученик Иоанн (Восторгов) и многие другие, народ Русский, в большинстве своем, не внял. Монархия в России была низвержена. Пала она не сама собой, а в результате четко спланированного заговора отдельных лиц и того, о чем Государь написал в дневнике — измены... И произошло это — о чем не стоит забывать! - в разгар Первой мiровой войны, когда наиболее патриотически настроенные граждане России проливали свою кровь на фронтах, за Веру, царя и Отечество.
Чтобы не быть голословным, по поводу имеющего место политического заговора против Царя, приведу один характерный пример. Известный американский банкир еврейского происхождения Якоб Шифф, активно и открыто ратующий за уравнение прав евреев в России, в дни февральской революции поздравил телеграммой министра иностранных дел Временного правительства П.Н.Милюкова, на что последний в частности ответил: «Объединенные в ненависти и отвращении к свергнутому режиму, будем также объединены в проведении новых идеалов...». [4]
К счастью, есть и «положительные» примеры в истории мiрового масонства, а именно — откровения бывших его адептов. Так, в 1934 году, покинувший орден франк-масонов Л.Любимов писал: «Масонство, когда падут большевики, займется воспитанием русского народа. Оно научит его терпимости, сделает русских политиков подлинными европейцами...». В 1938 году он выражался еще конкретнее: «...когда будет возрождаться национальная Россия, политическое масонство, страшась пуще всего торжества в России «проклятых фашистских сил», страшась, что это возрождение нанесет новый удар тем идеям и установлениям, которые были порождены XIX веком, несомненно будет бороться против русского великодержавного и истинно национального оздоровления»[6]. По всей видимости, именно поэтому великодержавный шовинизм*** представлялся главной опасностью для общества и государства на протяжении всех лет Советской власти. «Главная забота для нас, - говорил многолетний шеф КГБ СССР, а позднее генсек КПСС Ю.В.Андропов, - русский национализм; диссиденты потом — мы их возьмем за одну ночь» [7]. В Евангелии от Марка (гл. 4, ст. 22) и от Луки (гл. 8, ст. 17) сказано: «Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось известным и не обнаружилось»[1]. Истинно так.
Как утверждает доктор исторических наук Н.Н.Лисовой, «любая политика — американская, китайская, наша — всегда имеет под собой религиозную подоснову. Одна политика, например, основана на протестантской этике, другая — на современных идеалах индивидуализма и так называемых правах человека и так далее. Мы построены на православных основах»[8]. Причем, другой монархии, кроме православного самодержавия, в России не было. Монархия в России была строго династическая, чего, скажем, не было, в Византии [9].
В подтверждение сказанного, приведу еще одну цитату. Один из теоретиков монархической идеи, прошедший сложный путь — от революционера, лидера террористической партии «Народная Воля», 1-го марта 1881 года убившей Александра II, до убежденного монархиста, православного христианина - Лев Тихомиров сказал ястно и жестко: «Если в народе нет религиозного чувства — то не может быть и монархии»[10].
Насколько это религиозное чувство «воспитывалось», а точнее сказать, выкорчевывалось в поколениях наших дедов и отцов, насколько оно «воспитывается» со школьной скамьи и в наши дни — судите сами. О первом советском учебнике по истории, который вышел в 1937-м году под названием «Краткий курс истории СССР» (для 4-го класса), Иосиф Сталин сказал: «учебник по истории СССР должен стать смертным приговором царизму, как поработителю народов» [11]. Прошу обратить внимание, в каком году этот, т.с., «приговор» вышел в свет. - В год наиболее массовых политических репрессий, 2-й пятилетки и Союза воинствующих безбожников.
Как я и сказал в самом вначале, с приходом первого из дома Романовых период Смутного времени на Руси оканчивается, с воцарением и трагической гибелью последнего — начинается... новое, по своим последствиям более страшное время смуты. Нагляднее всего эту историческую симметрию описал в своих пророчествах монах Авель (Васильев † 1757-1831):
«О судьбе же Державы Российской было в молитве откровение мне о трех лютых игах: татарском, польском и грядущем еще — жидовском»[12].
Эти слова были сказаны прозорливым иноком императору Павлу I Петровичу в 1797 году. Известны они были и царю-мученику Николаю II-му, на чью долю и выпало последнее лютое иго. За год до революции 1917 года Оптинский старец иеросхимонах Анатолий Младший (Потапов, † 30 июля 1920) - князю Н. Д. Жевахову, перед назначением последнего на пост товарища обер-прокурора Св. Синода (1916), сказал удивительно точно:
«Нет греха большего, как сопротивление воле Помазанника Божия... Береги Его, ибо Им держится земля Русская и Вера Православная... Но...»
Отец Анатолий задумался, и слезы показались у него на глазах; взволнованный, он закончил невысказанную мысль, сказав:
«Судьба Царя - судьба России. Радоваться будет Царь, радоваться будет и Россия. Заплачет Царь, заплачет и Россия... Как человек с отрезанною головою уже не человек, а смердящий труп, так и Россия без Царя будет трупом смердящим» [12]
Так что же для нас, современных граждан России может значить идея монархии? Какой урок мы можем извлечь из наступившего в этом году 400-летия воцарения династии Романовых?
Во-первых, монархия – это идея служения, которая коренным образом противоречит современной, навязываемой нам идее комфорта. Служение – это аскеза**. А служение здесь предполагается Богу, царю и Отечеству.
Сегодня монархическая идея обретает все большую актуальность, хотя бы по той причине, что до сих пор в России официально нет национальной идеологии. Парадоксально, но факт: современная Россия развивается, вообще не имея стратегической цели. В Конституции РФ 1993 года содержится запрет на существование какой-либо государственной идеологии (ст. 13 п 2). И мне, собственно, не совсем понятно, во имя чего дают клятву наши президенты во время инаугурации, положа руку на Конституцию РФ**** (!).
Безусловно, наша национальная идеология не может не коррелировать (быть взаимосвязанной) с православием. Многие мыслители, исследователи говорили о том, что именно монархия является богоустановленной властью для России, и иная форма правления является в лучшем случае узурпационной. Были попытки сделать русский народ не монархистом, эти попытки и сейчас продолжаются, хотя бы через провозглашение идеологии комфорта. Но, как говорит историк И.С.Вевюрко, только уничтожив русский народ, по крайней мере, ментально, можно уничтожить его монархизм.
Наступивший юбилейный год 400-летия воцарения династии Романовых является также и годом 400-летия избавления России от Смуты (польско-литовского нашествия), о чем уже было сказано. Торжественные мероприятия планируется провести в ряде городов России: Санкт-Петорбург, Кострома, Волгоград, Екатеринбург, Нижний Новгород (возможно, и в других городах). По этому поводу учреждено несколько общественных фондов, выпущены юбилейные медали. Недавно прошедшая — в январе-феврале 2013 года - выставка художественных работ Великой книгини Ольги Александровны (в музее Арсеньева, г. Владивосток) также была посвящена 400-сотлетнему юбилею. На выставке было представлено более 200-сот картин, написанных младшей сестрой Николая II-го. В дореволюционном Санкт-Петербурге Великая княгиня Ольга была известна как талантливый художник и ученица лучших педагогов своего времени. Выставку организовала и провела Ольга Куликовская-Романова — супруга сына Великой княгини Ольги Александровны Тихона[14].
Лично мне хотелось бы пожелать, чтобы год 2013-й и великая дата 400-летия стали для каждого из нас — для Русского народа и всех граждан России - временем переосмысления пройденного пути, осознаная своих ошибок, особенно роковых, совершенных в 20-м столетии, и покаяния в своих грехах: за отступление от Русской национальной идеи «Православие. Самодержавие. Народность», сформулированной графом С.С. Уваровым в начале XIX века.
Если история, как говорят, не терпит сослагательного наклонения — еслибы да кабы, - то политической конъюнктуры она должна быть лишена и подавно. Призыв к Русской национальной идее — это не поворот к старому, а устремление вперед с опорой на вечное.
И закончу я словами святого Царя-мученика Николая II-го Александровича, 18-го февраля 1905 года в своем Манифесте призвавшего всех верных подданных на борьбу с революцией:
«Объединяйтесь, русские люди. Я рассчитываю на вас!»[15].
Примечания:
*Катехизис, катихизис (из лат. catechēsis от др.-греч. κατηχισμός — поучение, наставление ← κατηχεῖν — внушать, отвечать = κάτω — вниз + ήχος — звук) — официальный вероисповедный документ какой-либо конфессии, огласительное наставление, книга, содержащая основные положения вероучения, часто изложенные в виде вопросов и ответов.[↑]
** Аскеза (от греч. ασκεσις — «упражнение»), аскетизм — вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание. Цель аскезы — достичь определённых духовных целей. Подобная практика распространена во всех типах традиций и культур.
Аскетизм — образ жизни, характеризуемый самоограничением, прежде всего на удовольствия и роскошь; крайняя скромность и воздержание.[↑]
*** Шовинизм - (фр. chauvinisme), происходит от имени Николя Шовена (фр. Nicolas Chauvin).
Из интервью с профессором богословия, протодиаконом Андреем Кураевым:
- Значит, Вы не шовинист?
- Что вы, конечно же, шовинист! Позвольте мне воспользоваться случаем, чтобы обратить внимание читателей на книгу современного французского историка Пюимежа «Шовен, солдат-землепашец: «Эпизод из истории национализма». Толстенная, страниц четыреста большого формата. Оказывается, слово шовинизм происходит от имени литературного персонажа Шовена. Это не исторический деятель, а литературно-сценический персонаж французских театров второй половины XIX века. Так вот, в пьесах разных авторов была одинаковая трактовка образа Шовена: это солдат, ветеран наполеоновских войн. В рассказе Альфонса Додэ, повествующем о Парижской коммуне, описывается его смерть. Баррикады перегородили Париж. Коммунары и стоящие напротив солдаты императорской армии уже готовы стрелять друг в друга. И в эту минуту между ними выбегает Шовен, уже старик и инвалид, призывает не стрелять, и падает, сраженный залпами с обеих сторон. Додэ кончает свой рассказ краткой эпитафией: «То был последний француз». В общем - «в солдате-землепашце Шовене как раз и воплощается мечта о национальном примирении, о слиянии всех французов, к какому бы классу и к какой бы партии они ни принадлежали, во всеобщей любви на земле, к воинской доблести и к нации... Такова высшая функция мира, та, которой все подчинено и которую превосходно передаёт гравюра Шарле, где старый служака разнимает двух молодых солдат, готовых схватиться друг с другом. «Мы французы, Шовен, дело можно уладить», - поучает он новобранца. Этот призыв к «национальному согласию» и по сей день лежит в основе речей французских политиков».
Так вот, в этом смысле, я считаю, мы должны быть шовинистами. Русские должны радоваться друг другу, а не отворачиваться с угрюмым равнодушием, встречаясь на улицах чужих городов.
Но здесь сталкиваются две позиции. Одна говорит устами Честертона: «Хорошие люди любят другие народы. Плохие - забывают собственный». Другая озвучивает себя устами Карла Крауса: «Самое неприятное в шовинистах - это не столько их неприязнь к другим нациям, сколько любовь к своей собственной».
Итак, что же такое, в свете вышесказанного шовинизм - опасный экстремизм или неотъемлемая часть здорового национального самосознания?
- А патриотизм для Вас – ценность?
- Да. И это определяет некоторую нездравость в восприятии современной политики современным же Русским Православным человеком. Патриотизм - это аксиома Русского Православного сознания. Выводная из него теорема - поддержка сильного национального государства, государственническое мышление. Но сейчас у нас нет веры в то, что государство наше, не в смысле церковное, но хотя бы русское. Всё отчётливее оно принимает черты колониальной администрации, управляемой из-за границы и ради интересов транснациональных монополий.
- А что значит быть Русским?
- Я хотел бы обратить внимание на то, что в нашем языке наше национальное имя формулируется в грамматической форме имени прилагательного, а не существительного. О всех других народах мы говорим: немец, француз, грек, еврей, татарин..., т.е. мы употребляем имена существительные. А когда говорим о себе самих, мы говорим: Русский, т.е. характеризуем себя именем прилагательным. А раз оно прилагательное, значит должно к чему-то прилагаться. Тем стержнем, к которому прилагается слово «Русский», в нашей традиционной культуре было слово «христианин» - крестьянин. То есть главное - это вера, твоя душа, а твой язык, твоя культура - это то, что держится на этом стержне. Сегодня же быть Русским - это значит плыть против течения, быть участником Русского Сопротивления. Я говорю о сопротивлении не как о вооружённом повстанческом движении, а как о дисциплине мысли и чувства. Скажем, так: хочешь быть патриотом - выключи телевизор. То есть защити своё сознание от промывки мозгов, научись думать самостоятельно, не голосуй вместе с толпой на всех референдумах. Будь человеком, а не ходячей телеприставкой.
Источник: «Церковь в мире людей» д. Андрей Кураев, стр. 73 (в электронной версии).[↑]
**** «Для корабля, который не знает, куда плывет, ни один ветер не будет попутным» (античный философ Сенека);
«Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15:14).[↑]
Литература:
[1] 1-е послание святого апостола Петра, гл. 2, стих 17. Евангелие от Марка (гл. 4, ст. 22) и от Луки (гл. 8, ст. 17). Библия. Книга Священного Писания Нового Завета;[↑]
[2] Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной церкви (архиепископ Филарет Московский (Дроздов). 1823 г.);[↑]
[3] Утвержденная Грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова. (С.А.Белокуров. 1906 г.);[↑]
[4] “Миссия Русской эмиграции” (глава No6), М.В.Назаров. Москва, 1994 г. А также: New York Times. 1917. IV.10. Р. 13.[↑]
[5] Источник: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/masony/index.php
Глава 16. Масоны у власти: Верховный совет Великого Востока народов России и Временное
правительство (март-октябрь 1917);
[6] Любимов Л. Масоны // Возрождение. Париж. 1938 г. 9 сентября, С. 5;[↑]
[7] Судьба русского народа в прошлом, настоящем и будущем. Доклад игумена Иоанна (Ермакова) на Соборных слушаниях Всемирного Русского Народного Собора «Общественная ситуация в России возрождение русского народа» [Москва, 19 апреля 2012 года];[↑]
[8] «Русская Палестина как символ единения Церкви и возрастания России». Н.Н.Лисовой. Заместитель председателя ИППО, доктор исторических наук.[↑]
[9] «Монархическая идея: история и перспективы». Круглый стол. Ведущий эксперт «Фонда имени Питирима[↑]
Сорокина», кандидат философский наук И.С.Вевюрко (журнал «Саввино слово», 2008 г.); Цитата:
«Русский народ до второго пришествия присягнул в верности конкретной династии, дому Романовых, и эту присягу
отменить в принципе невозможно, потому что в Библии сказано: «Лучше тебе не обещать, чем не исполнить». Эта клятва
может быть забыта, она может не иметь никого отношения к практической действительности, но ее нельзя заменить на
другую клятву. Мы не можем переклясться другой династии».[↑]
[10] “Великаны сумрака” А.Поляков, Москва. 2011.[↑]
[11] РГАСПИ. Ф.558. Оп.11. Д.1076. Л.10.[↑]
[12] "Россия перед II Пришествием". С. Фомин. Санкт-Петербургский Общественный Фонд Ревнителей памяти Государя Императора Николая II. Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальный монастырь.[↑]
[13]«Можно сказать, по всей России пронеслось «крылатое слово» самодовольных иудейских прогрессистов, так еще недавно обращенное к нашему смирению: «мы вам дали Христа, дадим и конституцию». Проф.-прот. Е. АКВИЛОНОВА. «Иудейский вопрос». Цена 30 к. С.-ПЕТЕРБУРГ. Типография М. Меркушева. Невский пр., No8, 1907.
[14] († 1917-1993 гг);[↑]
[15] “Воинство святого Георгия. Жизнеописания русских монархистов начала ХХ века”, Санкт-Петербург. 2006 г., издательство «Царское дело».[↑]