Отсюда есть пошла земля Амурская

В старину на Руси существовала поговорка, соглас­но которой Киев являлся «матерью городов русских». Для нашего Приамурья таковым родоначальником, без сомнения, является Албазино. И хотя в наше время это село не многим отличается от других таких же пригра­ничных сёл, разве что краеведческим музеем, но в исто­рическом плане его значение переоценить невозможно. Говоря языком древнерусских летописей, «отсюда есть пошла земля Амурская». Первое упоминание об Албази­но датировано 1650 годом. В этом году накануне велико­го праздника Благовещения Пресвятой Богородицы от­ряд казаков под предводительством Е.П. Хабарова раз­громил превосходящее войско маньчжуров и освободил посёлок даурского князя Албазы. Его имя и дало назва­ние укреплённому острогу, воздвигнутому для защиты русских первопроходцев и местных племён от хищных и разбойных вражеских набегов. Присутствие русских по­селенцев лишало маньчжуров источников поступления ценной пушнины и препятствовало закабалению тузем­цев. Почувствовав безопасность под защитой храбрых русских казаков, многие племена и народности принима­ли присягу на верность русскому царю. С этого момента начинается хозяйственное освоение богатейшего приамур­ского края. В скором времени амурские земли, благода­ря успешно развивающемуся земледелию, стали превра­щаться в настоящую житницу не только Приамурья, но и Забайкалья.

Естественно, что это вызывало вооружённое проти­воборство маньчжурских правителей русскому освоению Приамурья. Именно тогда были явлены покров и заступ­ление от Пресвятой Богородицы через великую святыню всего Дальнего Востока, чудотворную Албазинскую ико­ну, именуемую «Слово плоть бысть». История этой див­ной иконы неразрывно связана с освоением русскими землепроходцами обширнейшего дальневосточного края.

«Защита Албазинского острога в 1685-1687 годах», Александр Сучков

Испокон веков православный русский народ ощущал землю, на которой живёт, не просто как некое географи­ческое пространство, но придавал ей сакральное значе­ние. Покрытая бесчисленным множеством храмов и мо­настырей, она мыслилась как Святая Земля, как Подно­жие Престола Господня, как Дом Пресвятой Богороди­цы. Как очень точно в нескольких строчках выразил это великий русский поэт Ф. Тютчев:

Всю тебя, земля Родная,
В рабском виде царь Небесный
Исходил, благословляя.

Албазинская икона Божией Матери

Именно это ощущение близости Божией, молитвен­ного предстательства Пресвятой Девы сообщало нашему народу ту удивительную крепость духа, без которой не­мыслимы десять веков российской истории. Многие поколения защитников Отечества шли в бой со словами: «Постоим, братия, за Веру Православную, за Святую Зем­лю Русскую, за Дом Пресвятой Богородицы!» И стояли. Стояли насмерть. Стояли нерушимой стеной, о которую разбивались волны нашествий могущественных завоева­телей, перед которыми трусливо дрожал остальной мир. Одной из таких неприступных твердынь стала русская крепость на Амуре — Албазинский острог, в котором благоговейно хранилась Албазинская икона Божией Ма­тери. Она была принесена туда старцем, иеромонахом Гермогеном в 1666 году с отрядом атамана Никифора Черниговского. И хотя нам ничего не известно о «доалбазинской» истории этой иконы, тем не менее можно с уверенностью утверждать о глубокой древности её почи­тания. Дело в том, что в такие дальние, сложные и опас­ные походы брали уже прославленные и почитаемые об­раза. И те чудеса, которые стали причиной появления этой благодатной иконы на благословенной Амурской земле, продолжились и здесь, являя свидетельство Бо­жьего благословения великому делу освоения Дальнего Востока. Взять, к примеру, знаменитое «Албазинское си­дение». Ну разве не чудо, что 800 с небольшим защитни­ков острога пять месяцев успешно отбивали атаки деся­титысячного войска противников, имевшего множество пушек и осадных орудий? Тысячи врагов, почти две трети войска полегло у стен крепости, защищаемой горсткой русских храбрецов, и вынудило китайских воевод снять осаду. По свидетельству пленных китайцев, «шибко бе­лая женщина топтала» вражеские ряды, лишая их ядра и пули губительной силы. Вот в такое благословенное место отправилась 4 ав­густа группа из 99 паломников нашего Свято-Никольско­го храма. Мужчины, женщины, дети.

Албазино 1999
Албазинское паломничество в 1999 году

Отправилась, чтобы на этом святом месте, где были явлены особые знаки Божией милости по молитвенному ходатайству Пресвя­той Девы, помолиться. Вознести единым сердцем и еди­ными устами молитву о родной земле, о людях, её насе­ляющих. Чтобы благословил Всемогущий Господь наши труды и начинания. Чтобы прекратились раздоры и не­строения. Чтобы никогда не канули в Лету слова, сказан­ные знаменитым преемником славных русских казаков-землепроходцев графом Муравьёвым-Амурским: «Земля Амурская была, есть и будет Русской». Русской, а зна­чит, Православной. Ибо Россия будет либо православ­ной, либо её не будет совсем. Может, она станет частью Великой Поднебесной империи, где остатки дряхлеюще­го, вымирающего русского народа растворятся в много­миллионной массе китайских переселенцев. А может, это будут какие-нибудь объединённые Евразийские Эмираты или Большой Московский халифат, где остатки русских будут влачить жалкое существование презираемого и го­нимого национально-религиозного меньшинства. А ско­рее всего, будет и то и другое, с границей по Уралу.

Но да сохранит нас Всемилостивый Господь от столь печальной участи, да не допустит погибели Русской зем­ли. Есть ли на это надежда? Верим и надеемся, что есть. Во-первых, потому, что всё больше людей обретают веру, освобождаются от предрассудков и стереотипов эпохи государственного атеизма и приходят в церковь, которая начинает потихоньку возрождаться. Возрождаться без суетливой рекламной шумихи иноземных проповедников и их доморощенных последователей, без их елейной при­торности, от которой тошнит, и фальшивых тридцатидвузубых улыбок; без навязчивого и нудного хождения по квартирам.

Албазинское паломничество в 2007 году

А во-вторых, потому, что и сейчас верующему серд­цу открываются знаки Божией милости. Вот пример: це­лую неделю до нашего приезда в г. Сковородино стояла изнуряющая жара до 36 градусов. В день же прибытия рано утром прошёл дождь, и до самого обеда стояла пасмурная погода. Учитывая почти трёхчасовой переезд по грунтовой дороге в российских ПАЗиках, совпадение знаменательное. В самом Албазине воскресную службу пришлось проводить на улице рядом с храмом, так как он не мог вместить почти сотню молящихся. С самого утра опять было пасмурно, с Амура дул прохладный ве­терок и было достаточно свежо, что позволяло молиться легко и свободно, не испытывая тех неудобств, как если бы припекало солнце. Правда, пару раз пришла мысль, что люди не смогут в такую погоду искупаться. Ну и ни­чего страшного — как бы подсказывал ангел-хранитель, ведь не купаться же вы сюда приехали, а молиться — вот и молитесь! Но самое интересное, что когда Божествен­ная Литургия подходила к завершению и паломники ста­ли причащаться, сквозь серую пелену туч начало проби­ваться солнце. А примерно через полчаса после оконча­ния службы оно сияло уже вовсю, и люди с удовольстви­ем омылись в водах великой русской реки. Уже когда мы стояли на перроне, перед самой посадкой в вагоны, при совершенно ясном небе прошёл небольшой дождик, длив­шийся 5-7 минут. Поверьте, было впечатление, как будто сама матушка Пресвятая Богородица окропила нас на про­щание, благословляя на обратный путь домой. И на этом пути снова случилось удивительное событие, которое ви­дели все. Вскоре после отъезда мы заметили яркую двой­ную радугу, причём оба её конца доставали до земли. Так вот: поезд шёл прямо посередине, то есть её можно было видеть с обеих сторон вагона. А ведь радуга является сим­волом Божьего благословения, Божьей милости.

Итак, мы возвращались домой. Возвращались с чув­ством духовного обновления, с ощущением очищенности от нашей повседневной бытовой суеты, которая так часто отвлекает нас от главного, не даёт нам взглянуть на Небо. Каждый паломник вёз с собой частицу той об­щей радости, молитвенного единения, которые Господь обещал своим последователям. «Радость моя да пребу­дет с вами, и радость ваша будет совершенной. И этой радости у вас не отнимет никто» (Ин. 15,11; 16,22).

Пресвятая Богородица, спаси нас. Аминь.

Автор: 

Дата публикации: 

23/08/2006

Метки: