С Новым 2008-м годом?

Всё ближе и ближе Новый год. Газеты и журналы, радио и телевидение наполняются поздравлениями и ра­достными восклицаниями. Все стремятся как можно луч­ше встретить новый и проводить старый, 2007-й год. Нет, это не из воспоминаний о будущем. Просто западная хронология, принятая в России в ходе петровских ре­форм, отстаёт от православного календаря на 8 лет. Всё дело в том, что дата Рождения Христа была неверно вычислена в VI веке западным монахом Дионисием Ма­лым. Кстати, только у нас сохранилось стыдливое "наша эра” и "до нашей эры”, тогда как всегда счёт лет вёлся от Рождества и по Рождеству Христа-Спасителя. Таким об­разом, 2000-й под по нынешнему календарю соответствует 2008-му году по православному летоисчислению. Из это­го следует, что мы ещё в 1993 году вступили в третье тысячелетие. И, кстати, никаких “концов света” при этом не последовало (если не считать нескольких сектантских шоу под этим названием). Конечно, невозможно в газет­ной статье углубляться в математические изыскания. Но ещё знаменитый астроном Иоганн Келлер пришёл к вы­воду, что Вифлеемская Рождественская звезда могла быть видима только в 8 году до н.э. Исторические свидетель­ства, собранные отцом Александром Менем в его книге «Сын Человеческий», приводят к той дате. А впрочем, хронологические исследования - дело более любозна­тельности. Некоторые разногласия нисколько не влияют на веру в истинность Евангелия, ибо Оно основано на крестной жертве Господа Иисуса Христа.

Неважно, в каком именно году родился Христос, важ­ного, что Он сделал, исполнив волю Отца, умерев на кресте за грехи мира и открыв нам Врата вечности.

Поэтому останемся в привычном летоисчислении и будем встречать 2000-й год от Рождества Христова. Ко­торый, кстати, совсем не является годом вступления в III тысячелетие, с чем нас неустанно поздравляют со стра­ниц газет и экранов телевизоров. Дело в том, что 2000-й год является последним годом 20 столетия, а не началом 21, точно так же, как 12-й (24-й) час является послед ним часом настоящих суток, а не началом новых. Таким обра­зом, началом тысячелетия будет 2001-й год, а если точ­нее, то 1 января 2001 года. Так что придётся нам подож­дать до встречи этого эпохального события ещё целый год. С 2000-м годом связана и ещё одна ошибка, часто повторяемая в СМИ: будто этот год является двухтысяче­летием христианства. Совсем нет, потому что Днём Рож­дения Христианской Церкви является день, когда Дух Святой сошёл на апостолов в Иерусалима. Тогда, посла исполнения благодати, проповеди апостола Петра, около 3000 человек приняли святое крещение, а это произош­ло спустя 33 года после Рождества Христова. А во-обще существует немало календарных вопросов, на которые многие хотели бы получить ответ. Ну, в частности, в чём различие гражданского (григорианского) и церковного (юлианского) календарей? Почему раньше Новый год праздновали 1 сентября, а теперь 1 января? Попытаемся вкратце ответить на эти и некоторые другие вопросы.

Начнём с первого. Юлианский календарь был создан александрийскими астрономами и объявлен государствен­ным в Римской империи в 44 году до Рождества Христо­ва императором Юлием Цезарем. Он содержит в себе 365 суток и б часов. Если эти б часов не принимать в расчёт, то ежегодно был бы остаток. Для избежания это­го греческий астроном Созиген предложил считать 3 года по 365 суток, а четвёртый - 366, прибавляя к февралю один день. Такой год называется високосным, и причина этому строго научная, в ней нет совершенно никакой ми­стической подоплёки. Так что всевозможные суеверия, связанные с високосным годом, не заслуживают ни ма­лейшего внимания. Кстати, Христос родился именно в такой год, и теперь это великий праздник почти для всей планеты. Главное преимущество юлианского календаря для церкви - в Библейских ориентирах времени. Библия их указывает несколько - звёзды, Солнце и Луну. Юлиан­ский календарь является звёздно-солнечным, он вклю­чён в космос, что соответствует конечной цели христиан­ства - преображению человека, а через него - и всей Вселенной. Григорианский календарь пошёл по пути уп­рощения - из космических ориентиров он оставил только Солнце и, выкинув звёзды, стал провинциально-деревен­ским по отношению к Вселенной. При реформе, произве­дённой в 16 веке, оказались лишними 13 дней, которые римский папа Григорий XIII повелел просто выкинуть. Вот так и получилась разница, когда западный мир празднует Рождество 25 декабря, а православная церковь и Россия 7 января. Теперь что касается даты празднования нача­ла нового года. В Римской империи таким днём являлось 1 марта. По преданию, именно в этом месяце Ромул ос­новал Рим и назвал месяц в честь своего отца - Бога войны Марса. С возникновением и распространением хри­стианства связана перемена основания этого праздника. Христиане, будучи гражданами империи, вынуждены были справлять Новый год вместе со всеми и поменяли его смысловую нагрузку. Дело в том, что в марте Пресвятая Мария приняла Благую весть и зачала будущего Спасите­ля Мира, в этот месяц Бог сошёл на землю, воплотив­шись для нашего спасения. К тому же первый весенний месяц был временем пробуждения природы, началом но­вой жизни, символом Воскресения. Затем уже в IV веке была назначена новая дата - 1 сентября. Именно в этот день Спаситель пришёл в Назарет и в синагоге прочитал слова пророка Исайи: “Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня... проповедовать лето Господне благопри­ятное (Лк. 4,18-19). В этот же день в 312 году равноапо­стольный император Константин Великий под знаменем Креста одержал историческую победу над Максенцием, после чего христианам была дана полная свобода испо­ведовать свою веру. Интересное толкование на начало нового года в сентябре даёт св. Ефрем Сирии (IV век). В его работах есть следующие размышления. Бог создал звёзды, Солнце и Луну. Но Луна бывает полной и непол­ной. Может ли Бог создать что-то неполное? Нет. Следовательно, заключает Ефрем Сирин, мир создан в полно­луние. А какое полнолуние? А вот Бог повелевает Адаму питаться от плодов райского сада. Плоды бывают осе­нью, следователь-но, первое осеннее полнолуние и есть время создания мира, а значит, начало года есть 1 сен­тября. И лишь в конце 1699 года указом императора Пет­ра I повелело начинать гражданский год с 1 января, и 1700 год был первым, который начинался с этого меся­ца. Ну а в церкви первый богослужебный год по-прежне­му начинается с 1 сентября.

Надеюсь, что не утомил боголюбивого читателя оби­лием фактов и цифр. Если вдруг у кого-то возникли воп­росы, пишите в редакцию, и в рамках газетных статей я попробую на них ответить. От всей души желаю всем в новом году доброго здоровья, Веры, Надежды и Любви, а также благословенных успехов во всех ваших добрых начинаниях. Низкий поклон всем, кто оказывал посиль­ную помощь нашему Свято-Никольскому храму. Храни вас Господь и Царица Небесная. Аминь

Автор: 

Дата публикации: 

30/12/1999