Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября - день рождения Пресвятой Девы Ма­рии. Это - самое первое событие в евангельской истории, её первый праздник, именно с него начинается церков­ный год. Сегодня родилась Та, Которая примет в Себя Предвечного Сына Божия и родит Христа - Спасителя мира. Та, которая так верила в Бога, так доверилась Ему чистым разумом, чистым сердцем, волей Своей, что смогла произнести имя Божие так совершенно, с таким благого­вением, с такой любовью, что Слово стало плотью (Ин. 1,14) и что в Ней Бог стал человеком. Вот как поётся об этом в одном из церковных песнопений праздника: “Рож­дество Твоё Богородице Дево, радость возвести всей все­ленной: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш и, разрушив клятву (проклятие), даровал благосло­вение, и, упразднив смерть, даровал нам живот (жизнь) вечный. И потому радостен для нас сегодняшний празд­ник. Да радуется Небо, и земля да веселится, да праздну­ет весь мир сей день Господень”. Такими словами святая церковь призывает всех своих верных чад быть участни­ками его торжества.

Человечеству было необходимо пройти долгий путь, чтобы принести Богу достойную жертву - Пречистую Деву, ставшую Матерью Света. В каждом подверженном греху человеческом роде является Чистая и Святая отроковица, достойная стать вместилищем Бога Слова, Вечной Жиз­ни, Источника обновления и очищения. И особенная, высочайшая наша радость в том, что пресвятая Дева, став Матерью нашего Господа и Спасителя, сделалась по бла­годати Матерью и всех нас, соединённых с Её Божествен­ным Сыном живой верой, любовью и надеждой. Вспом­ним, что завещал ей Господь со креста. “Иисус, увидев Мать и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: “Жено! Се сын Твой”. Потом говорит уче­нику: “Се Матерь твоя” (Ин. 19, 26-27). Усыновив воз­любленного ученика Пречистой Матери Своей, Господь в его лице усыновил Ей и всех верующих. Через небесную Матерь мы возносим молитвы к престолу Божию и через Неё надеемся получить от Бога дары Небесной Благода­ти. Она стала нашей споручницей и милостивой ходатаицей о нас. К Ней мы обращаемся в радости и скорби - уверенные, что найдём тёплое материнское участие.

И здесь бы я хотел ответить на одно обвинение, ко­торое предъявляют православной церкви различные про­тестантские проповедники - как наши, доморощенные, так и заокеанские, приезжие (баптисты, евангелисты, ад­вентисты, новые апостолы, иеговисты, методисты, “про­сто христиане” и т.д.). Обвинение в нарушении чистоты Евангелия. Дескать, что это православные почитают Бо­жию матерь и молятся Ей. Мы, вот, живём строго по Евангелию, и там нигде об этом не сказано. А потому что Мария - это простая женщина, хотя, конечно, и правед­ная. Этот вопрос мне часто задавали многие люди, кото­рые начинали колебаться в вере и просили объяснения. Так вот, в связи с этим я дерзну посоветовать господам протестантам внимательнее читать Евангелие. “Ибо от­ныне будут ублажать Меня все роды”, - повествует нам Евангелие от Луки. Вдумайтесь, христиане: все рады бу­дут ублажать Пресвятую Деву, а ублажать - это значит не просто почитать, это значит слушать. Читаем далее: “...со­творил Мне величие Сильный и свято имя Его” (Лк 1, 48- 49). Чьё имя свято? Конечно же, Бога. Кто сотворил Её величие? Тот, чьё имя свято, то есть Бог. Спросим господ протестантов: если Сам Бог сотворил величие Пресвятой Деве, нам ли, убогим и грешным, не воздать величие Той, что сподобилась принять в Себя невместимое Слово Божие, Той, кто в вечности была предызбрана послу­жить великой тайне боговоплощения, Той, кто стала на­чалом исполнения Божественных обетований о прише­ствии Спасителя? Ответ напрашивается сам собой. Таким же образом обстоит дело и с вопросом, почему мы мо­лимся Пресвятой Богородице и просим Её помощи. И здесь я вновь посоветую возлюбленным братьям протес­тантам внимательнее читать Евангелие. Где и когда со­вершил первое чудо Иисус Христос? В небольшом Га­лилейском городке Кана. Напомню вкратце суть события. Христос, вместе со Своей Матерью и учениками, был при­глашён на свадьбу, во время которой не хватило вина. Для нашей страны особенно понятен трагизм ситуации. Представьте: в разгар свадебного веселья заканчивается вино. Несомненно, праздник будет омрачён. И вот Божия Матерь обращается к Своему Сыну: “Вина нет у них”. Что ответил Ей Господь? “Ещё не пришёл час мой”. Заметьте, ещё не пришёл час творить чудеса, ещё не пришёл час заявить о Себе как об обетованном Миссии, ещё не время.

Но Пресвятая Дева Мария знала, что Тот, кто дал заповедь “Чти отца и мать своих”, не нарушит собствен­ной заповеди, не откажет Своей матери в Её смиренной просьбе. И что же мы видим: Христос действительно со­творил чудо, превратил воду в доброе вино и продлил людям праздник. По просьбе Матери Господь меняет Свои Божественные планы, меняет ход вещей, изменяет время сложения в вечности. “Так явил Иисус славу Свою, и уверовали в него ученики Его” - свидетельствует нам апостол Иоанн (Ин. 2, 1-11). Что же противного Евангелию нашли протестанты в почитании и молитвах к Божией Матери? Мы прекрасно понимаем, что источник всех благ един - Бог, и молясь Пресвятой Богородице, мы просим Её ходатайства и заступничества пред Самим Единым, ве­руя, что Господь, который “вчера, и сегодня, и во веки Тот же” (Евр. 13,8), волен изменить Свои Божественные планы по просьбе Своей матери и в наши дни, как неког­да в Кане Галилейской. Но для этого необходимо быть христианином не по имени только, но по жизни и делам: нужно хранить душу и тело от всякой скверны, быть послушным сыном Христовой церкви. “Ты приближаешь­ся ко Мне устами своими, - скажет Божия Матерь в ответ на нашу молитву, - но где ваши сердца? Не удалились ли они от сына Моего и Бога Нашего? Не блуждают ли они по распутиям своеволия и необузданных страстей? Ис­полняете ли волю Господа и Бога? Вы молитесь о проще­нии грехов, но где плоды вашего покаяния? Простили ли сами брата своего, примиряли с соперником? Обратитесь прежде к Сыну Моему и Богу Нашему, всем сердцем ва­шим пребудьте верны до смерти в хранении заповедей Божиих - и будете благословенны всяким благословени­ем, и всё будет спошествовать вам во благое!

Приходится с горечью признать, как часто мы дей­ствительно далеки от Бога и являемся христианами толь­ко по имени. То, что Россия сегодня живёт не по Еванге­лию, очевидно. Наши желания, наши опасения, наши на­дежды и мечты вытекают вовсе не из нагорной пропове­ди. Остались ли мы народом христианской культуры или оказались во тьме магического язычества и воинствую­щего материалистического нигилизма (я имею право на счастье, а потому не мешайте мне потреблять всё, что я могу потребить)? Да что там нагорная проповедь, мы и десять ветхозаветных заповедей не исполняем. Вот, к при­меру, заповедь первая: “Я Господь Бог твой... да не будет у тебя других богов пред лицом моим”. Как раз другие боги сегодня популярны как никогда. “Боги из НЛО” и “астральные духи”, гороскопы махатмы и владыки кос­моса, целители, экстрасенсы, парапсихологи, которые суть колдуны заполонили вакуум, созданный в душах русских людей прежней богоборческой властью. Ещё одна заповедь: “Почитай отца и матерь твою”. В каких случаях в современном языке поминается мать - слишком хорошо известно, как и пренебрежение и непослушание родите­лям вообще. Для библейского же мышления это свято­татство, кощунство, ведь родители, как и Бог - хранители жизни. Оскорбление их есть оскорбление Бога. Запо­ведь: “Не произноси ложного свидетельства на ближне­го твоего” - в обществе, забывшем, что такое грех, “глас­ность”, сразу же была понята как право на чернуху. Заповеди: “Не прелюбодействуй, не кради, не желай дому ближнего твоего” в комментариях вообще не нуждают­ся. Заповедь “Не убий” - вот на ней стоит остановиться подробнее именно сегодня, в день, когда мы празднуем рождение Божией Матери.

День рождения, в мир приходит человек, начинается новая жизнь. Для библейского сознания ребёнок - это чудо Божие, величайший дар. Ева, первая женщина на земле, родив первенца, говорит удивительные слова: “При­няла человека я от Господа”. А мы, люди XX века, также благоговеем перед тайной новой жизни? Нет. Потому что во имя сытости и комфорта мы убиваем своих детей, мы приносим их в жертву, лишь бы жить в относительном благополучии. На одного ребёнка, родившегося в Рос­сии, приходится трое убитых во чреве. Три аборта на одно рождение - Россия залита кровью невинных мла­денцев. И мы просим, чтобы Бог благословил миром, довольством и процветанием такую Россию. Мы удивля­емся и не можем понять, откуда все эти напасти на наши головы - разруха, война, взрывы домов? Это кровь за­губленных детей, потопившая русскую землю, делает наш народ народом-богоборцем и вопиёт об отмщении. Хотя сейчас уже нашли выход из положения - стерилизация. Русских женщин начнут стерилизовать. Помнится, имен­но это планировала гитлеровская Германия на славянс­ких территориях. Вот почему ничего не изменится в на­шей судьбе к лучшему, не будет никакого возрождения России, пока не покаемся и не начнём жить по заповедям Божиим. Дух творит себе форму, и если смертельно бо­лен дух нации, не будет добрых форм народной жизни. Нужно стяжать нам дух покаяния, дух любви Божией, нужно стремиться жить так, чтобы своей жизнью снис­кать милость Господа и любовь Божией Матери. Прибег­нем к Ней с несомненной верой и надеждой, что она, как наша истинная мать, поможет нам духовно возрасти, с материнской любовью примет наши молитвы и Сама умо­лит сына Своего избавить нас от всякие нужды и печали. Тем более, что вся наша история свидетельствует о див­ной помощи Пресвятой Богородицы. В этот день празд­ника рождества Пречистой Божией Матери 619 лет на­зад произошла знаменитая Куликовская битва, ставшая поворотным моментом в истории России, её освобожде­нии от татарского ига и становлении могучей державы от Атлантики до Тихого океана. Примечательно, что сраже­ние начал русский инок, монах Александр-Пересвет. По­ревнуем и мы благочестию наших предков, их вере и любви. Быть может, тогда и нынешний праздник станет днём начала возрождения русского духа, возрождения православия на Руси. И посему прославим сегодня пре­чистую Деву. Это время, когда родилась Та, Которая су­мела за всех нас, за весь род человеческий так поверить, так уверовать, так довериться Богу, что Он стал челове­ком нас ради и нашего спасения. Слава Её смирению, Слава Её вере, слава Её любви, слава Богу, воплотивше­муся в Деве Богородице, слава достойному сосуду Воп­лощения Сына Божия, Христа Бога Нашего! Пресвятая Богородица, спаси нас! Аминь!

Автор: 

Дата публикации: 

21/09/1999